Сфера ресторанного обслуживания взаимодействует с потребителями достаточно плотно, реализуя возмездные публичные услуги по предоставлению качественного питания всем лицам без ограничения. Такое плотное взаимодействие физических лиц и сетей ресторанов и кафе накладывает на последние ряд обязанностей, соблюдение которых гарантирует посетителям заведений высокий уровень предлагаемых их вниманию блюд и напитков, а также достойное и обходительное обслуживание.
Рестораторы при ведении своего бизнеса должны соблюдать требования санитарно-эпидемиологического, гигиенического, технического законодательств, положения ГОСТов и инструкций соответствующих министерств и ведомств. Добропорядочность владельцев ресторанного дела непременно создает положительную репутацию их предприятиям общественного питания, привлекая в их стены все новых и новых клиентов.
Неоднозначное расследование
Но далеко не все заведения работают достойно и согласно своему статусу. Именно на освещение деятельности таких недобропорядочных мест и направлена работа скандально известной телевизионной программы «Ревизорро», цель которой состоит в проведении внезапного журналистского расследования уровня сервиса и соблюдения технологий приготовления пищи в сетях ресторанов, столовых и кафетериев. Цель у рейтинговой передачи весьма и весьма благородна, редакторы и продюсеры программы стараются оставаться в правовом поле при разработке стратегии поведения ведущей. Однако столкновение интересов двух противоборствующих сил — журналистики и частного предпринимательства — неизбежно.
Кто прав?
Необратимый конфликт интересов привлекает внимание многих практикующих юристов, стремящихся дать свою оценку неоднозначным ситуациям. С одной стороны, наблюдается несомненное, вопиющее нарушение некоторыми ресторанами норм безопасности и чистоты пищевого производства, что может повлечь как минимум множество частных исков о возмещении морального вреда и материального ущерба в связи с ненадлежащим качеством оказанных услуг (согласно статьям 7, 15 и 17 Закона о защите прав потребителей), как максимум — возбуждение уголовного дела (и не одного!) об умышленном причинении вреда здоровью посетителей заведений различных степеней (в случаях массовых отравлений приготовленной пищей как прямое нарушение статьи 15 Закона о защите прав потребителей).
С другой стороны, ведущие программы «Ревизорро» не имеют права транслировать по телевизионным каналам лица работающих на предприятиях общественного питания без дачи ими согласия на то. И этот вывод следует из содержания статьи 152.1. Гражданского Кодекса РФ.
Далее возникает правовая коллизия с определением юридического термина «общественное место». Закон не дает толкования этой категории, поэтому теоретически съемка в общественных местах разрешается законодательством, но перечень того, что можно понимать под термином «общественное место» еще не дан законодателем, и, как следствие, создается неясность, имеет ли право команда «Ревизорро» производить съемку в хозяйственных помещениях ресторанов и кафе или такого права им законом не предоставляется.
В любом случае судебные иски неизбежны. Права потребителей должны быть восстановлены, права рестораторов — подтверждены, а судебной практике по этим обстоятельствам еще предстоит быть созданной и закрепленной.