Когда говорят о кризисах развития личности, следующих за младшим школьным возрастом, в основном сразу вспоминается подростковый кризис. Конечно, превращение милых мальчишек и девчонок в настоящих "дьяволят", отстаивающих собственное мнение и бурно реагирующих на любые замечания, не может пройти незамеченным. Однако не менее важен для развития личности период юношества - он следует за подростковым возрастом и охватывает период от 15 лет до 21 года. Часто данный период разделяют на два этапа: раннюю и позднюю юность. Здесь есть много нюансов, в которых до сих пор не пришли к единому мнению как отечественные психологи, так и специалисты Запада. Поэтому определим тот период, о котором будет идти речь в данной статье.
Отрезок жизненного пути, который начинается сразу после подросткового возраста и оканчивается выпуском из школы. Не очень масштабный с точки зрения длительности, но весьма весомый, если рассматривать его значимость для становления личности. Что происходит в этот период?
-Окончательно формируется телосложение, проявляются вторичные половые признаки. Обычный и естественный процесс, но взрослые предпочитают забывать, сколько неудобства доставляло им тело, которое становится непривычным и плохо управляемым. Юноши и девушки ещё не могут привыкнуть к своему внешнему виду и стремятся получить подтверждение о своей привлекательности у посторонних. Вот почему столь велико значение внешности для получения авторитета среди сверстников, которое лишь путём больших усилий преодолевается отдельными личностями.
-Увеличивается разрыв между "могу" и "позволительно". Здесь даже не идет речь о желаниях - а именно о запретах социального окружения, ведь, если посмотреть реально на современных молодых людей, то их как психологическое, так и физиологическое созревание происходит гораздо быстрее, чем у юношей и девушек полвека назад. Профессиональная же деятельность и осознание социальной значимости наступает значительно позже - современная молодёжь довольно долго учится, а значит, остается в значительной степени зависимой от родителей. Всё это порождает внутри личностный конфликт - и найти выход из сложившейся ситуации бывает весьма непросто.
-Самое главное: развитие самосознания «А то оно раньше не развивалось!» - заметит скептически настроенный читатель. Развивалось, но не вглубь, а вширь в основном. Теперь пришло время изучения себя - интроспективного анализа, словами профессиональных психологов. Но приёмов данного анализа никто не знает, да и копание в себе нынче тоже не в моде. А потребность есть! И опять получается весьма сложный внутриличностный конфликт - с весьма непредсказуемыми последствиями, если учесть высокую внушаемость старшеклассников.
Получается, что конфликтные ситуации из проекции на других, как это было в подростковом возрасте, переместились во внутренний план отношений, заставляя человека более серьёзно оценивать происходящие события и свою роль в них. Это и есть начало взросления - появление потребности "быть", а не "казаться", формирование собственной системы ценностей, и процесс этот может быть весьма болезненным.