Метки: история создания, выразительные средства, метафора
Автор статьи: tati
Исследователи русской литературы XIX века не выделяли как-то по-особенному Фёдора Ивановича Тютчева. Печатался он нечасто, любил использовать различные псевдонимы. От этого и не был знаком обширной публике. И только после выхода в одном из журналов статьи Некрасова, где он давал характеристику каждому начинающему поэту, Тютчева заметили.
После этого последовала и поддержка Тургенева, который помог начинающему поэту издавать свой первый сборник. В этом же, 1854 году, сам Тургенев написал положительную статью о тютчевских стихотворениях. Но Федор Иванович, несмотря на свои неповторимые и чудесные произведения, так и не смог стать героем своего времени, так как он сам не стремился к славе, да и все его стихотворения не соответствовали поэтическим законам стихосложения того времени.
История создания стихотворения «Я помню время золотое…»
О тютчевском стихотворении "Я помню время золотое... " известно немного. Но точно установлено, что написано оно было в 1836 году и посвящалось прекрасной женщине, настоящей светской красавице – баронессе Амилии фон Крюденер.
Первая их встреча состоялась, когда они были еще совершенно молодыми людьми, практически детьми. Так, Федору Тютчеву на тот момент едва исполнилось восемнадцать лет, а Амалии - 14 лет. Эта неожиданная встреча состоялась в Мюнхене.
Девушка по своему рождению считалась незаконной дочерью известного графа, немецкого аристократа М.Лерхенфельда. Но носила она другую фамилию - Штернффельд. Она знала, что приходится кузиной русской императрицы.
Как только молодой Тютчев увидел Амалию, то сразу же влюбился в нее. Она отвечала ему взаимностью. Поэтому им так сильно нравилось проводить время вдвоем, прогуливаясь по руинам замка или же бродить вдалеке от шумной компании. Известно, что они настолько сильно были увлечены друг другом, что в какой-то момент обменялись еще и крестильными цепочкам, которые носили на шее.
Амалия в любые свои годы выглядела просто великолепно, но природа дала не только этот подарок ей. Она всегда была благодарна Тютчеву за те чувства, которые некогда она испытала, поэтому в те дни, когда поэт умирал, она опять пришла к нему. Поэт-философ настолько сильно был эти потрясен, то в своем письме к дочери описал подробно этот визит:
«Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адтерберг... В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».
Ему было очень приятно оттого, что эта прекрасная женщина всегда помнила о нем и в минуты, когда ему нужна была моральная поддержка, оказалась рядом с ним.
Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
Сюжет тютчевского произведения
Это произведение лириком было написано через 13 лет после их расставания. И при встрече Фёдор многое вспоминал: прогулки по старинным предместьям, берега прекрасного и широкого Дуная.
К сожалению, сведений о том, что происходило с поэтом-философом и молодой девушкой практически не осталось, но зато эту картину прекрасно воссоздаёт сам Тютчев в своем произведении, говоря о том, что помнит прекрасно то время «золотое». Лирик утверждает, что навсегда в его памяти остался тот край, где он был так счастливы. День быстро катился к закату, но это было не главное, так как они были вдвоем. Они уединялись от всего мира туда, где шумел Дунай, а на холме, словно белое пятно, стоял старинный разрушенный замок. Амалия, как фея, стояла там, опираясь на прибрежный гранит. Ее молодые и прекрасные ноги слегка касались обломков. А солнце, словно жизнь человека, быстро исчезало прощаясь со всеми этими приятными воспоминаниями.
Но ветерок продолжал играть, дотрагиваясь до одежды прекрасной девушки, ее прекрасных плеч. Взгляд лирической героини беззаботно смотрит вдаль. Тютчевское описание природы прекрасно! День подходил к завершению и медленного угасали его последние лучи. Но это лишь только веселило и забавляло прекрасную героиню. И как этот день, славный и сладкий, также пробежала и вся жизнь самой героини, и автора этих восхитительных строк.
Несмотря на чувства, более чем дружеские, Тютчеву было отказано в женитьбе. Он был не самой хорошей партией для Амалии. Поэтому вскоре она выходит замуж за барона Крюденера. Потрясение и горе испытал тогда тончайший лирик, он даже дрался с кем-то на дуэли. Но эта история имела хороший финал. Амалия всю жизнь помогала поэту, оказывая ему и его семье какие-то услуги. Поэту порой неловко было, но отказаться он не мог. Ему всегда казалась, что эта прекрасная и добрая женщина очень несчастна в браке.
Вскоре Тютчев, благодаря усилиям Амалии, ищет для себя новый предмет вдохновения, а она сама, выйдя второй раз замуж, покидает его. Но жизнь подарила им еще две незабываемые встречи.
Анализ стихотворения
Многие критики отмечали, что это тютчевское стихотворение является подражанием зарубежной поэзии – Гейне. Но зная личную историю автора, и его необычный стиль письма, нельзя рассуждать так однозначно.
По своему содержанию тютчевское стихотворение очень интимное. Автор рассказывает в нем о том, какие воспоминания из прошлого, после встречи с Амалией, вдруг ожили в его душе. Он вспомнил былые чувства и переживания, когда был сильно влюблен в эту женщину. Как тончайший лирик он желает показать своему читателю, насколько сильной и глубокой может быть любовь к женщине.
Композиция тютчевского стихотворения состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Уже в первой части лирик показывает, что его герой возвращается в своих мечтах и грезах в прошлое, которое он сам называет "золотым" временем. Именно это время было счастливым для него, ведь он сам очень сильно любил. Во второй части поэт-философ переходит к описанию природы. Он описывает весну, так как именно она очень сильно похожа на молодость самого человека.
Осень, которую описывает лирик – это время настоящего периода в жизни героя, когда любовь ушла в прошлое и ему остается лишь только вспоминать о том, что было в его жизни. Но весна пробуждает в душе человека новые чувства, наполняет энергией, даже молодит. В заключение герой снова встречается с той женщиной, которую некогда любил и он оживает, его душа становится моложе.
Тютчевское счастье заключается в тихом и спокойном вечере, в невероятной красоты и живописности закате, в прекрасном весеннем цветении диких яблонь. Особо выделяется из всего сюжета тема времени: это и день, который заканчивается, и поэтому так медленно и неярко уже горит солнце. Для автора дорога каждая минута, когда длится это счастье. Самый счастливый день – это день любви. Но время постоянно идет, не останавливаясь. Необратимость времени в тютчевском стихотворении можно заметить бросив взгляд на замок, от которого остались только руины.
Художественно-выразительные средства тютчевского произведения
Многие исследователи тютчевского творчества отмечали, что в своем поэтическом творении "Я вспомнил время золотое..." автор использует немецкий синтаксический оборот. В русском языке так не говорят и не пишут. Использует автор и местоимения, но только во множественном числе, показывая, что его история любви может произойти с любым человеком.
Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он так показывает силу любви к женщине, о которой говорит. Заставляет понять, что это реальность, которую он все еще пытается принять за сон. Стихотворный размер тютчевского произведения – четырехстопный ямб. Многие литературоведы того времени, поэты и писатели отмечали и напевность стихотворения «Я помню время золотое…», которая достигается тем, что автор использует самые различные средства выразительности литературной речи.
Много выразительных средств речи использует автор, чтобы показать красоту любимой женщины и той поры, когда он был счастлив:
⇒ Эпитеты: если ветер, то он теплый, если гром, то, по мнению автора, он дальний, а вот земля у лирика смятенная. ⇒ Метафоры: прекрасный пламень у поэта окаймил, а все та же смятенная земля у лирика потонула в сиянии. ⇒ Сравнение: пыль у лирика летит, да еще и вихрем.
Критические оценки творчества Тютчева
Многих критиков не смогло оставить равнодушным тютчевское творчество. Так, Добролюбов отмечал одновременную знойность и строгость его произведений, в которых отражены все нравственные вопросы. Толстой утверждал, что вся лирика Тютчева носит серьезный и вдумчивый характер, что поэт-философ никогда не шутит с музой.
Все считали, что именно тютчевское творчество стало началом в России поэзии романтизма. Многие критики относились к поэзии лирика негативно, называли его жертвой хаоса, а его лирику – поэзией ночи. Брюсов первым изучил тютчевское творчество и пришел к выводу о том, что он является необычным началом символизма. Тургенев утверждал, что те, то не читал тютчевскую лирику, тот, соответственно, не чувствует и не знает, что такое поэзия.
Действительно, для того чтобы научится чувствовать красоту слова и души, нужно прикоснуться к творчеству великого поэта — Фёдора Ивановича Тютчева.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.