Родители проводят большую часть своего времени с ребенком, особенно матери. Естественно, что в таком случае родители его всегда будут воспринимать как малышка, которым он был раньше и не смогут замечать каких-то изменений в самом ребенке, будут делать все то же, что и раньше, хотя пора бы приучать к такому само чадо. В других случаях родители поступают совсем наоборот, и значительно опережают время, заставляют его подолгу заниматься каким-то нелюбимым делом и в итоге лишь прививают таким образом ему негативное отношение, заставляют быть исполнительным, ответственным, хотя для этого еще слишком рано. Дабы избежать подобных неурядиц и споров в результате, родителям крайне важно знать возрастные особенности детей. Это позволит определить потребности, возможности дитя. Самим же родителям это пойдет на пользу тем, что они могут быть всецело готовы к различным изменениям в поведении, характере ребенка, ведь помните, что зачастую это проявляется в период возрастных кризисов. Возрастной кризис является нормой и не стоит его опасаться. Он приходит к каждому ребенку, наверняка, с вами в детстве было то же самое. Такой этап в жизни малыша наступает лишь для того, чтобы он в результате смог перейти на совершенно новую, иную ступень развития. Несмотря на то, что каждый ребенок абсолютно индивидуален и во многом это зависит еще от родителей, его воспитания, существуют своеобразные закономерности развития, который обычно проявляются у всех, у кого-то раньше, а у кого-то чуть позже. Чтобы сам малыш не переживал на счет того, что вы требуете от него невозможно в определенный возраст, при этом, не отставали от реальных возможностей, нужно знать о ключевых особенностях возрастного периода.
Возрастные особенности малышей 2-3 лет
Как известно, в таком раннем возрасте ребенок еще не готов полностью осознавать собственные действия, некоторые его желания не подвластны ему самому же, в силу отсутствия возможности реализовать их. Таким образом, поведение ребенка в этом возрасте можно охарактеризовать непроизвольным.
Помните, что в возрасте 2-3 лет дети крайне эмоциональны, причем вы всегда можете легко и просто отвлечь его чем-либо, переключить внимание. Также, в этом возрасте активно развивается речевой аппарат, способности говорить.
Крайне важно для детишек в таком возрасте много двигаться, ведь именно таким образом ребенок познает свои собственные возможности, возможности своего тела, изучает окружающий его мир. Развивайте мелкую моторику в этом возрасте, потому что она напрямую влияет на развитие мозговой деятельности ребенка в будущем, а также его речь. Не забывайте общаться с чадом, таким образом вы не только дадите ему знания новых слов, но он также сможет познать лучше мир, в целом. Регулярное общение еще сказывается на способности мыслить. Кроме разговоров, уделяйте время играм. Это помогает развить восприятие, память, мышление и в будущем ребеночку будет намного легче. В случае неудачи, например, если любимая игрушка вашего ребенка сломалась, окажите помощь ему, свое внимание.
Помните, в столь раннем возрасте малыш еще не способен огорчаться тому, что было раньше или радоваться тому же, он воспринимает только то, что есть в данный момент.
Малыши 3-4 лет
В этом возрасте, как правило, проявляется кризис – малыш начинает понимать, что он является кем-то отдельным, разрушается слияние с матерью. Как можно догадаться, именно в этом возрасте ребенок может начать делать все по-своему, но не смейте злиться на это – все идет правильно, ведь такое явление позволяет ребенку понять, что он является хоть и не полностью самостоятельным, но может отчасти делать то, что хочет. В результате такого, казалось бы, отдаления от родителей, в особенности, матери, устанавливаются более глубокие, доверительные отношения. Тут же начинает закладываться своеобразная система ценностей, мотивации. Теперь, в отличии от того что было год назад, ваш ребенок действует не «наобум», а имеет четкую мотивацию совершить то или иное действие. Обратите внимание, что в этом возрасте у вашего малыша возникает потребность в общении не только со своими родителями, но также и со сверстниками. Тут закладывается способность анализировать свои действия, совершенные по отношению к другим людям. Дети начинают потихоньку понимать, что лучше играть в коллективе, а игрушки будут выступать в таком случае лишь в роли каких-то «образов». Тем не менее, в коллективе дети в 3-4 года смогут поиграть не более пятнадцати минут, после чего сразу переключатся на что-либо иное.
Малыши в 4-5 лет
В этот период кризис, как таковой заканчивается и для родителей начинается пора относительного спокойствия. Дети обычно весьма покладисты, послушны, и у них возникает больше потребность в общении с друзьями, а также познании окружающего мира. Родителям крайне нежелательно слишком сильно опекать ребенка в таком возрасте, ведь большинство действий он уже вполне может совершить самостоятельно. Соответственно, здесь и закладывается самостоятельность, а если вы упустите этот этап и будете относиться к вашему чаду так же, как и раньше, то в итоге получите обратный эффект, только в более старшем возрасте. Негативной стороной «медали» может стать то, что ребенок начнет заявлять о себе, как о личности, возможно даже будет устанавливать свои правила. В этом же возрасте начинают проявляться этические представления, формироваться. Ребенок уже может отчасти сопереживать людям, радоваться вместе с ним каким-то успехам, но знайте, что формирование происходит не по словам родителей, а по их действиям, поступкам. Крайне важно в этом возрасте развивать воображение ребенка, то есть рассказывать сказки на ночь, давать карандаши с бумагой, чтобы он мог проявляться там свои фантазии, мысли. Тем не менее, воображение может стать причиной появления различных страхов. Пожалуй, самым ярким примером в таком случае будет страх темноты – в ней ничего нет, но ребенок все равно чего-то боится, переживает. Тут у него и играет воображение, фантазия.
Дети в 5-6 лет
В таком возрасте у вашего ребенка начинают активно развиваться физические способности, а к тому же, познавательные, особенно это касается общения со сверстниками, главным способом для этого все так же остается игра. Как известно, в таком возрасте дети начинают задавать своим родителям множество самых различных вопросов, на разную тему, при этом, он самостоятельно может уже формулировать какие-то ответы на них же, высказывать собственную точку зрения. Воображение в таком возрасте играет на пользу, оно помогает в адаптации к окружающему миру. Дети в этом возрасте стремятся различными возможными способами привлечь внимание к себе, причем это касается всех окружающих, не только родителей. Пожалуй, весьма интересной особенностью детей в таком возрасте можно назвать то, что они пытаются соизмерять собственные желания с возможностями. Дети проверяют на прочность выставленные родителями «преграды», причем это касается не только отношений.
Будьте весьма бдительны, так как ребенок в этот период времени может наделать очень много глупостей.
Детям в таком возрасте крайне трудно концентрироваться на решении лишь какой-то одной, конкретной задачи, их мысли становятся хаотичными, причем даже не старайтесь обратить его внимание на то, что ребенку не интересно. Дети стараются приблизиться к наиболее значимым для них взрослым. Тут следует помнить, что девочки, как правило, больше привязываются к папам, они начинают отмечать бессознательно какие-то их особенности, и в дальнейшем, когда вырастают уже по этим критериям выбирают своего суженого. По аналогии все с мальчиками – они привязываются к матерям.
Дети старшего дошкольного возраста
Этот этап является заключительным в развитии ребенка дошкольного возраста, а в дальнейшем для него начнется уже совершенно другая жизнь. Обратите пристальное внимание на подготовку к школе:
• Научитесь считать, складывать хотя бы маленькие числа;
• Обучите ребенка чтению (начинать лучше медленно, по слогам);
• Научите писать, печатными буквами.
Дети в этом возрасте уже становятся способны воспринимать и адекватно реагировать на «новые правила игры», на требования, которые будут выдвигаться в школе, смену обстановки и деятельности. Ребенок начинает адаптироваться к социальной среде, его круг общения резко возрастает, появляются новые люди, могут возникать дополнительные интересы. В результате эгоцентрическая позиция переходит больше к объективной, и ребенок пытается учитывать точки зрения, мнение людей, как-то реагировать на это. Соответственно, он может оценивать то или иное действие, фразу, мнение, создавая на его основе свое собственное. Именно в таком возрасте родители обычно слышать фразу: «А когда я пойду в школу?». Причина тому кроется в потребности ребенка сменить свою социальную роль, попробовать что-то новое, стать более взрослым. Крайне важно в таком возрасте ограничить ребенка от людей, которые оскорбляют его, негативно отзываются о его деятельности, каких-то поступках. Это напрямую связано с тем, что ребенок пока не может самостоятельно оценивать себя, а судит лишь, по мнению окружающих людей.