Н.В.Гоголь создал замечательный сборник «Миргород», который состоит из двух частей. Во вторую часть знаменитый писатель поместил повесть «Вий», которую с удовольствием читают и дети, и взрослые. Но такое название повести было выбрано не случайно, так как слово вий существует и им называли обычно демонов в славянском фольклоре. Поэтому и повесть с таким необычным названием имеет мистическое и даже фантастическое содержание.
Истоки создания повести
Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.
Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.
Сюжет повести
Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев. И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.
Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно. Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.
Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой. Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие. Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.
Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.
Главные герои произведения
Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:
•Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.
•Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти. Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.
•Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой - Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.
•Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.
Фантастическое в произведении Гоголя
Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки. Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики. Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.
Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень. Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:
«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».
Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:
«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».
Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:
«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».
Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка.
Основной мотив гоголевской повести - это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.
Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство. Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.
Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:
➥Есть маленький хвостик. ➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.
Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы. Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.
Мистическое и реалистическое в повести
В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки. Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.
Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, - это глубокие и яркие символы. Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.
Известность мистической повести
Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению. Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.
На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры. Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.