Николай Алексеевич Некрасов в отличие от подавляющего большинства писателей и поэтов, всегда творил весьма реалистично, его произведения были лишены своеобразного приукрашивания настоящей действительности. Он писал так, как есть на самом деле. Во многом это объясняется личной драмой поэта, когда он, будучи еще подростком, сбежал из родного дома, потому как не мог выдержать гнева своего жестокого и несдержанного отца. В результате он годами скитался среди питерских трущоб, что заставило Некрасова несколько иначе взглянуть на жизнь, окружающий его мир, людей, в котором жестокости, как ни странно, оказалось намного больше, чем справедливости.
История появления произведения
Сам Некрасов активно был против крепостного права, полагая, что никто не может быть хозяином человеку, который по праву своего рождения является свободным. Об этом он рассказывает и в других своих произведениях. Несмотря на это, писатель в дальнейшем понял, что сами по себе крестьяне не знают и не понимают, что им делать с таким даром.
Позже, когда русский крестьянин получил долгожданную свободу, Некрасов неоднократно подмечает то, что хоть крепостные и находились «под крылом» и гнетом помещиков, они имели свой кусок хлеба и крышу над головой, где могли относительно безбедно жить.
Тогда же, в самый тяжелый период своей жизни, во время скитаний по чужому городу, он особенно остро воспринимал все страдания народа, принимал их близко к сердцу, как будто все проблемы, которые происходят с людьми, тесно были связаны с ним самим.
Стихотворение написано в 1848 году, когда писатель уже стоял относительно прочно на литературной платформе. Но действие, которое предстаёт перед читателем — это, вероятно, воспоминания, поскольку с 1845 года публичные наказания для женщин были отменены.
Далеко не впервые поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, напыщенного, а Петербурга простого народа, подавляемого, угнетенного, избиваемого, но несмотря на это такого терпеливого. Главным действующим лицом этого стихотворения является молодая крестьянка, которую писатель узрел на Сенной площади в Петербурге одним прекрасным летним вечером. Несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку, действие вокруг этой героини никак нельзя назвать приятным – за некую провинность девушку подвергли публичной порке кнутом, что является вполне привычной, в некоем роде бытовой сценой Петербурга. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это очень сильно задело чувства автора. Сразу возникли: жалость, негодование, беспомощность в столь плачевной ситуации, а также понимание того, что в этом мире он вообще ничего не в состоянии изменить своими силами.
«Вчерашний день» Н.А. Некрасов
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»
Первое четверостишье действительно ужасает, но другая половина произведения пронизана совсем иными чувствами и мыслями. Некрасов говорит, что «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя…», тем самым он пытается отметить ее мужественность, стойкость, достоинство, с которым молодая особа принимает все тяготы своей судьбы. Даже может показаться, что это далеко не впервой ей испытывать, возможно, она даже чувствует за собой некую вину за собственной поступок, что вполне вероятно. Ведь крепостные в то время считали, что их помещики чуть ли не боги, соответственно, так было и повсюду.
Возвращаясь к тому, что «ни звука…» писатель не услышал от, казалось бы, хрупкой и в какой-то мере беспомощной девушке, он тем самым дает читателю понять, как действительно стоек русский народ. Несмотря на отсутствие возможности что-либо предпринять, народ гордо и с мужеством превозмогает все тяготы, сложности и трудности. Вопреки всем унижениям, невзгодам, которые свалились на его голову, народ остается гордым, непреклонным, сохраняет чувство собственного достоинства и, вероятно, верит в светлое будущее, которое непременно когда-то наступит.
По мнению Некрасова, в этом и заключается загадочность и сила русской души. Возможно, что внешне мы не так сильны, но до самой нашей натуры никому не добраться и уж точно не испортить ее. Даже русская девушка-крестьянка без единой капли слезы, без слов превозмогает возложенные на нее испытания, а чего уж говорить о наших мужиках. Все трудности для русского народа, по мнению автора, нипочем, и мы будем идти с гордо поднятой головой, как и раньше, потому как сохраним свою честь и достоинство, чтобы нам не пришлось испытать, даже публичные унижения.
Заключение
Примечательным и интересным можно назвать тот факт, что писатель отождествляет простую русскую крестьянку с собственной музой, считая, что к столбу на той самой Сеной площади буквально привязана её родная сестра. Почему – вполне резонный вопрос. Некрасов именно для себя видит музу как раз такой. Она сильная, непреклонная, способная вынести любые страдания и сложности, которые свалились на ее голову, но при этом она даже не подаст вида, что ей тяжело или больно. Писатель хочет намекнуть и читателям, чтобы в их душе появилась такая же муза, чтобы русский человек наконец воспрянул духом, перестал бояться трудностей и невзгод в своей жизни, а с легкостью и невозмутимостью преодолевал их всех, ведь только в таком случае можно будет найти тот самый луч счастья, который виднеется где-то вдали.
Немаловажным является и то, что писатель затрагивает тему поэта в обществе. Известно, каким гонениям постоянно подвергались его произведения, какими различными способами он пытался завуалировать смысл своих творений, как безжалостна была к нему цензура. Именно поэтому он сравнивает свою Музу с крестьянкой, которую безжалостно избивают.
Он попытался дать читателям ответ на вопрос – что именно его вдохновляет в народном творчестве, что помогает ему писать. Итог этого высказывания, как мы можем заметить, оказался одновременно простым и, возможно, некоторым не до конца понятным. Крестьянский люд, жизнь, полная лишений, невзгод и страданий – вот, что является вдохновением писателя, что подталкивает его к продолжению своей деятельности.
Некрасов, несмотря на то что является выходцем из довольно богатой, зажиточной семьи в буквальном смысле перечеркивает, отрекается от своего завидного положения. Это его современникам кажется непонятным и в какой-то мере удивительным. Вздор, какой человек в здравом уме может отказаться от всех благ, что есть у него? Некрасов решает для себя самостоятельно, что жизнь простого народа ему ближе, нежели какая-то другая. Проблемы высшего сословия он рассматривает как надуманное высокомерие, браваду, пижонство. Все трудности высшего сословия — это мелочи, по сравнению с жизнью народа.
Основной визитной карточкой Некрасова как раз и становится это добровольное отречение, которое по-настоящему удивляет других «обитателей» высшего сословия. Во всех своих произведениях он практически никогда не говорит о помещиках и других зажиточных людях в добром свете, пожалуй, только за редким исключением. В большинстве своем, он отмечает, что они только пользуются тем, что делают крепостные, простые люди. Сами бояре и помещики не способны ничего сделать своими руками, они потребители, неспособные понять жизнь. Он в полной мере отрекается от тех, кого, по его мнению, нельзя называть людьми в полной мере этого слова. Собственно, это и есть ответ, почему Некрасову собственная муза видится именно в образе крестьянки, простой девушки, а не какой-то богатой, изысканной и зажиточной боярыни. Некрасов до конца своей жизни считал и был убежден, что действительно стоящие произведения, в том числе и стихи и проза, могут рождаться исключительно в страданиях.
Только такие произведения, в которые будет вложена вся душа творца будут заставлять людей думать и размышлять о смысле бытия. Всё это, по мнению автора, сможет изменить сначала отношение к жизни, а после и саму жизнь к лучшему.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.