Поэт Николай Алексеевич Некрасов в своих произведениях не раз обращался к простому русскому народу. Он показывал людские проблемы, тяготы, лишения. Его наблюдения за жизнью крестьян вызывали протест с самого раннего детства. Ранимый, впечатлительный мальчик не разделял методы общения властей (в том числе собственного отца), с бесправным, обложенным оброком, угнетённым народом.
Николай рано понял, что кардинально изменить общество ему не под силу, но и сидеть сложа руки он не мог. Обнаружив в себе поэтический талант, молодой литератор вышел на ниву словесной демократии. С этого выбранного пути он не свернул до конца жизни.
Дебютом словесной защиты обездоленных и бесправных, можно считать стихотворение «В дороге». Его молодой поэт написал в 1845 году. Эту социальную трагедию критики оценили очень высоко. После прочтения произведения Белинский подошел к Некрасову и с восторженным криком сказал:
« Вы поэт - и поэт истинный!» «Это глубокий поэтический талан»
Так он объяснял каждому, в том числе и И. Панаеву. Много авторов отметили, что стих «В дороге» удался и были удивлены такой тематике. Также интересно то, что до этого писатель выпустил сборник под названием ‹‹Мечты и звуки››, однако, тот сборник остался практически незамеченным в то время как один стих практически прогремел.
Сам стих скорее напоминает некий рассказ о жизни одной простой крестьянской семьи. Сюжет завязывается во время спора барина с ямщиком, первый жалуется, что ему скучно. Тогда барин загадывает развеселить его или спеть какую-нибудь песню. Сам рассказ возница начинает с речи что самому ему то невесело. Далее, он аккуратно и не спеша повествует о судьбе своей жены, которую воспитали в барском доме, где она провела сравнительно много времени, до самого замужества.
После того как она была в барском доме ее отправили в село, теперь она на краю могилы. Итог рассказа таков, что вместо звонкой веселой песни, которую просил барин он слышит грустную историю, монолог, который погружает в безвыходность ситуации. Это говорит о жертвах крепостного права, которое на века сохранилось в России. Сам же рассказ заканчивается тем, что барин окончательно отделался от скуки.
Тема стихотворения «В дороге»
Некрасова постоянно волновала судьба простого народа, положение которого уже было решено. Также он очень сильно сочувствовал женщинам крестьянкам, к которым относились как к рабыням. Поэтому может и для первого своего произведения на весьма серьезную тему была выбрана роль крестьянки, которая попала в трудную жизненную ситуацию. Стих ‹‹В дороге›› рассказывает, как девушка провела все свое детство и юность в барском доме. Она была компаньонкой господской дочери. Когда же подросшая барышня вышла замуж, места в барском доме для крестьянки не нашлось. Оставаясь крепостной, девушке ничего не оставалось, как по распоряжению господ вернутся к деревенской жизни, к которой она совсем не приспособлена.
Автор прямо не заявляет о происхождении жены ямщика, но можно предположить, что девочка была внебрачной дочерью барина. В XIX веке это была не редкость.
Воспитание крестьянки
Девушку звали Грушей, она на протяжении многих лет была компаньонкой у самой барышни. Поэтому очень любила шить, все время обучалась науке и чтению. Очень любила играть на инструментах, выполняла все обязанности настоящей дамы. В общем, жила как полагается настоящей барышне. Муж ее описал, как даму с вальяжным видом и весьма хорошими манерами. Если посмотреть со сторон незнающему человеку, то Грушу можно было принять за вполне состоявшуюся светскую даму благородных кровей.
Даже ее учитель подбивался в сваты к даме, однако, это ему не удалось. В то время было сильное разделение между дворянами и холопами. Такие браки не приветствовались и были большой редкостью.
Однако беззаботная жизнь юной девушки вскоре кончилась. Сначала барышня нашла себе жениха и уехала жить в другое поместье. Остался один помещик, однако, он помер и получается Груша стала сиротою. Наследником поместья и земель стал молодой зять, который сразу же ‹‹Перебрал по ревизии души›› и сделал ряд перемен. С Грушей он же не сдружился и отправил ее жить в деревню.
Жизнь в деревне
По прибытии в деревню ей пришлось нелегко, как сказано в стихотворении она взвыла. Она была не приучена к крестьянскому труду, поэтому ей было очень тяжело. Она так страдала от неподъемной работы, что на ее было жалко смотреть. Сам же ямщик, её жених, не обвинял девушку в том, что она неспособна к работе, он считал, что ей намного труднее, чем всем остальным. Простой русский крестьянин смог дать оценку действиям господ. Он понимал, что во всем виноваты господа ведь они приучили его жену к жизни светской дамы, а потом выкинули на поле.
Замужество девушке также пошло не на лад, ведь жениться приказывали господа. По рассказам ямщика она пролила немало слез, выла неделями. Для девушки смена образа жизни была невыносима, она была неготова к переменам и испытывала сильнейшее потрясение. Автор описывает что душа девушки стала гибнуть, привычная столько лет жить в «другом» мире спуститься в рабы. Так автор подводит читателя к анализу данного произведения. Некрасов весьма скрупулёзно описывает сложности, с которыми столкнулась героиня.
Темнота народа
Ямщика автор рисует очень добрым и понимающим. Он искренне обеспокоен поведением жены. Он не ругает её за то, что она часто подолгу сидела, вглядываясь в какую-то картину, портрет, проводила время за чтением книг. Он не понимает зачем это нужно, какой от этого толк, но не осуждает свою жену.
Крестьянин искренне не понимает зачем мальчишку, их общего сына, учить грамоте. В крепостничестве это было не принято, да и навык этот был бесполезный, с точки зрения мужика. Более того, главному герою непонятно стремление жены к чистоплотности. Зачем ежедневно умываться, расчёсываться. В воспитании ребёнка у супругов сплошные разногласия.
В отличие от ямщика автора же волнует совсем другое. Его беспокоит то, что муж героини, который не образованный и далек от науки, никак не может понять смысл грамотности и соответственно он не понимает свою жену, которая учит грамоте своего сына, и сама читает книги. Автор хочет обратить внимание читателя на то, что простой мужик является весьма забитым и темным человеком, которому безразлична образованность.
Не удивительно, что девушка, находясь в новых условиях, не может найти родственную душу, друга себе, который смотрел бы на мир так же, как и она. Ее никто не понимает в новом мире и считают ее дикой. Получается, что барин, который держал ее в поместье попросту искалечил ей жизнь.
Теперь у нее болезненный вид и она умирает день ото дня в этих условиях, даже когда передвигается и разговаривает как будто через силу это делает. Получается, что из образованной, весёлой, симпатичной девушки жена ямщика превратилась в бледное, худое, безжизненное существо.
Ямщик
Мужику в жизни тоже приходится несладко. Женили его безо всякого согласия. Теперь он не понимает свою жену и никогда не найдет с ней общий язык.
Нужно отдать должное ямщику. Он не ропщет, не клянёт свою долю. Он искренне сожалеет о том, что его жена болеет. Более того, он заботливый муж. Известно, что в крестьянской семье насилие над женщинами было обычным делом. Но наш герой уважает свою супругу, и вроде даже раскаивается, что спьяну переходил черту дозволенного.
Ямщик смотрит в будущее. К сожалению, он видит себя вдовцом с ребёнком на руках. Что же делать, коль жена, неспособная приладиться к крестьянскому быту сохнет на глазах.
Вывод
Некрасов без прикрас, на примере одной обычной крестьянской семьи, показал трагедию всего русского народа. Его бесправие, малообразованность, полную зависимость от господ.
Он смог обратить внимание на проблему беспредела, творящегося в господских домах, где из-за капризов, сиюминутных желаний, похоти и самодурства рушатся людские судьбы.
В этом смысле ямщик — необразованный мужик — оказывается понятливее и прозорливее господ. Некрасов наделил своего героя достаточным умом, что бы тот сумел сделать правильные выводы.
Стихотворение «В дороге» можно считать отправной точкой на том сложном пути, который для себя выбрал молодой поэт. Раскрытие нравственных и социальных проблем общества стало смыслом жизни Николая Алексеевича. А преданность народу и сейчас вызывает глубокое уважение к автору.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.