Произведение было написана Бетховеном по сюжету одноименной трагедии Гёте в восемнадцатом веке, спустя время после написания Пятой симфонии. Композитор решил создать специфической увертюру, так как его привлекла сама трагедия и сюжет, пропитанный героизмом. По сюжету действия разворачиваются в шестнадцатом веке. Нидерландцы решили восстать против испанцев, которые и поработили народ Нидерландов. Отважный и смелый граф Эгмонт возглавляет восстания, но героически погибает. Однако его дело продолжает и завершает вдохновленный поступками графа народ. В произведении только одна часть. В Пятой симфонии того же композитора целых четыре части, на протяжении которых разворачиваются действия. А в сюжете увертюры Людвиг сумел в одной части сжато начинается передать все главные и важные события этой трагедии. В начале произведения звучит медленное вступление, напоминающее поступь сарабанды. Как и в восьмой сонате патриотической направленности в увертюре Бетховен использует контраст между двумя темами. Первая – тема поработителей испанцев. Тяжёлые аккорды в низком регистре, медленный темп придают ей особую мрачность, тяжеловесность. Вторая тема, как уже говорилось, ярко контрастирует с первой. В ней слышатся духовые инструменты и солирующий гобой, которые финишируют струнные. Она описывает жалкий народ Нидерландов. Мелодия напоминает жалобу и просьбу о лучшей жизни. Зная сюжет трагедии Гёте, можно сказать, что борьба между двумя силами – могучими испанцами и восставшим нидерландским народом, собственно, является основой произведения, а темы непрерывно развиваются в течение всей части. Сама увертюра создана в форме «Аллегро», центральная партия – это могущественная, энергичная тема графа. Сначала её тихо ведут виолончели, она даже чем-то связана со второй темой нидерландцев, но затем она перерастает в "Fortissimo" у всего оркестра и уже носит героический характер, показывая всю решительность нидерландского народа восстать. Побочная партия связывает две темы вначале композиции, только здесь уже они звучат в тональности "As-dur", что придает мелодии торжественность и победный характер. Сразу же за первой темой следует вторая и, несмотря на мажорный лад, звучит так же жалобно, как и во вступлении. Экспозиция завершается энергичной и решительной заключительной партией. В небольшой по размеру разработке идёт продолжение двух сторон и сопоставление контрастных тем. На неуверенные и жалкие просьбы каждый раз поступает строгий и решительный ответ. В репризе слышны более могущественная и величавая тема испанцев, более жалкая тема нидерландцев, но внезапно жестокая борьба обрывается тихими аккордами, видимо, показывающих гибель героя Эгмонта. Увертюра всё же заканчивается празднично и торжественно. Решительная и веселая музыка показывает победу народа над испанскими завоевателями.