Метки: выразительные свойства, история создания, анализ
Автор статьи: tati
Федор Иванович Тютчев внес в русскую литературу огромный вклад. Его эстетические воззрения вызывают до сих пор много споров и противоречивых мнений. И это оправдывается тем, что этот поэт был не только талантлив, но смог внести в литературу и свое видение мира, и свое необычное написание стихов. Доказано, что Тютчев был последователем творчества Шеллинга, который известен всему миру как философ –идеалист. Этот немецкий философ понимал природу как единство противоположностей, которое в мире обязательно должно быть закономерно. Кстати, его воззрения нашли особый отклик среди поэтов –романтиков, причем не только в Европе, но и в России. Это и нашло отражение в прекрасном стихотворном творении Тютчева «Листья».
История создания тютчевского стихотворения «Листья»
Из биографии Федора Тютчева известно, что в 1821 году он уезжает за границу, в Германию. Он вынужден это сделать, так как его дипломатическая работа требует этого. Уже в Германии, где он пребывал в качестве дипломата, он успел познакомиться и со своими литературными кумирами: Шеллингом и Гейне. Здесь же он женился на прекрасной девушке Элеоноре Петерсон, в которую был сильно влюблен. И, конечно же, продолжал писать свои необыкновенные стихи, ведь стихосложением он был увлечен практически с ранних лет.
Так произошло, что перед своим отъездом, лирик виделся с Пушкиным и дал тому обещание, что не бросить поэзию. Но и будет свои новые стихотворные творения присылать на родину. А уже Александр Сергеевич обещал ему печать на родине. Поэтому вскоре он в России стал известен, хотя эта слава была немного своеобразной. В это время было создано и опубликовано в России и известное тютчевское стихотворение «Листья». К сожалению, уже после смерти величайшего поэта Пушкина произведения Федора Тютчева перестали публиковать на родине поэта.
Впоследствии еще один поэт Николай Некрасов в своей статье заявил о том, что его литературный дар можно отнести к самым лучшим поэтическим талантам, которые часто так и остаются неизвестными народу. Но Некрасов поставил Федора Тютчева в один ряд с такими поэтами, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, показав всю глубину таланта поэта.
Листья Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром В исеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! М ы с вами летим!
Тема и идея тютчевского стихотворения
Прекрасно назвал поэта - лирика и философа Федора Тютчева известный писатель Иван Тургенев, говоря, что он поэт такой мысли, которая слита с чувством, поэтому так психологически точно он отражал все, в том числе и страсть. В тютчевском стихотворении прекрасно видны движения души, которые можно сравнивать с тем, что происходит в природе, когда она увядает.
Композиция произведения строится на основе такого литературного приема, как параллелизм. Так, автор пытается поставить внешний мир, который представлен в тютчевском стихотворении как пейзаж, с внутренним миром желаний и стремлений человека. Поэтому можно прийти к выводу о том, что основной темой этого стихотворного творения поэта-философа все-таки является противопоставление эмоций, чувств, буйных, бурных и ярких, спокойствию, которое на эмоциональном фоне кажется холодным. Проанализируем более подробно тютчевский сюжет. Так, уже в первой строфе своего произведения автор показывает картину природы: хвойные и вечнозеленые деревья стоят неподвижные и застывшие. Они всегда находятся в покое, который для них равен вечности.
Вторая строфа тютчевского стихотворного сюжета идет противопоставление зимней стужи и холодной неподвижности. Теперь появляется яркое лето, пускай даже немного и короткое, но насыщенное красками. И здесь уже поэт использует олицетворение, так как повествование идет от лица листьев, которые повисли на деревцах, но уже не хвойных, а лиственных.
Остановимcя подробнее и на третьей тютчевской строфе, которая теперь показывает осеннюю пору в природе, сравнивая е с порой угасания в жизни человека. Также как увядает природа, так же точно угасает и человеческая жизнь. Поэтому-то уже в четвертой стихотворной строфе все резко меняется: листья так сильно не желают увядать и угасать, что они обращаются к ветру с просьбой, чтобы он сорвал их с деревьев и унес с собой. Отсюда можно выделить и основную идею всего тютчевского стихотворения: спокойный осенний пейзаж нарушает листва, которая, не переставая, крутиться на ветру. И теперь это все тютчевское произведение превращается в монолог, эмоциональный и чувственный.
Но монолог этот пронизан некой и философской идеей, в которой заложена мысль о том, что без взлета, даже маленького, но отважного, дерзкого, любого, гибель и разрушение, любое тление будет выглядеть трагично и ужасно. Композиция тютчевского стихотворения состоит из четырех строф-восьмистиший, которые состоят из двух полустроф. Поэтому все произведение построено на контрасте. Например, радость воспоминаний и одновременно грусть, смерть и обязательно жизнь. Все произведение написано двухстопным амфибрахием, но трехсложной стопой, где ударение падает на второй слог.
Художественно-выразительные средства тютчевского стихотворения «Листья»
Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы:
✚Антитеза: они помогают поэту. Так, у автора природа, представленная в виде сосен и елей, постоянно находится в спячке, даже независимо от времени года: зимы или лета. Так поэт - философ показал, что природа не подвергается никаким изменениям. Но тут же автор показывает, что не вся природа находится в таком состоянии. Так, можно увидеть зелень на лиственных деревьях, которая блестит и искрится, наливаясь соком.
✚Эпитеты: при описании зелени автор использует интересное определение - «тощая».
✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии. Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков. Так просто и так литературно - образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение. Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.
✚Олицетворения и метафоры: листья у поэта, словно племя, которое вдруг неожиданно решило погостить на ветках деревьев и вот теперь во всей своей красе, непросто повисли, а они то играют с солнечными лучами, а то, если есть роса, купаются в ней. Но если лиственные деревья имеют краткое время своей жизни, то про хвойные лирик употребляет слово «ввек».
Федор Тютчев использует лексику простую и сниженную, то вдруг переходит к высокому стилю и тогда уже использует такие слова, как «красное лето», или «зефиры», или «легкое племя». Теперь стоит перейти к морфологическому и фонетическому анализу тютчевского стихотворения «Листья».
Начнем анализ с первой строфы, где показана ужасная картина хвойных деревьев, которые уже успели застыть в холоде. Для этого лирик использует три глагола, которые употребляются им лишь только в настоящем времени. Это помогает лирику подчеркнуть статичность. Звукопись этой тютчевской стихотворной строки отличается тем, что в ней используется аллитерация: большое количество шипящих и свистящих согласных. Все содержание усиливает частица «пусть», которая показывает настроение. Сюжет второй строфы посвящен лету, поэтому здесь и глаголов больше. Теперь лирик их берет шесть, и употребляются они не только в настоящем времени, но и в прошедшем. И это помогает читателю почувствовать движение, пускай и короткое, но такой яркое и насыщенное. И здесь опять аллитерация: употребляются такие звуки, как р, л, м. Все они сонорные. Так передается гармония, полнота жизни.
Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков. Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко. Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.
А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру. И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у. Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.
Критические отзывы о тютчевском стихотворении
Тютчевское стихотворение – это прекрасное изображение лирики, но в то же время это и попытка поэта показать свои эмоциональные переживания в картины природы. Каждый миг жизни имеет свою неповторимую красоту. Поэтому так много критических отзывов вызвало именно это стихотворное произведение лирика. Так. Ю.Самарин утверждал, что Федор Тютчев никогда не относился к русскому языку, его богатству фамильярно. Вот как пишет критик:
«Ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были, несомненно, но которых никто в нем не подозревал».
А вот Владимир Сольвьев утверждал, что Ф.Тютчев – самый сильный талант во всей поэзии. Эту же мысль подтверждал и А.Волынский, который считал тютчевские стихи полным откровением: ночным, небесным, душевным.