Авиатранспорт
Мировой воздушный пассажирский флот к 2031 году вырастет вдвое, увеличившись до 37 тыс. 207 самолетов.
Самый крупный вклад в увеличение воздушного флота внесет КНР, которой потребуется почти 5 тыс. новых самолетов. Расходы Китая оцениваются в 563 млрд долл.
Между тем ежегодный рост авиационного пассажирооборота страны в 2012-2031гг. составит 7,2%, тогда как по всему миру этот показатель за аналогичный период прогнозируется на уровне 4,9%. Доля КНР на мировом авиарынке вырастет с 10 до 16% к 2031г.
Каждый день в Пекин из Москвы летают самолеты «Аэрофлота» и Air China; три раза в неделю выполняются регулярные рейсы в Шанхай и Гонконг.
Как правило, отечественные самолеты обходятся дороже китайских, хотя раз в год «Аэрофлот» устраивает распродажи. Если вовремя подсуетиться, можно купить билет в оба конца долларов за 500. Покупая авиабилет, не забудьте подтвердить обратный вылет не позднее, чем за 72 часа до него. Телефон представительства «Аэрофлота» в Пекине - 65002266 (доб. 8301) или 65002412.
Провинции и центральные города Китая соединяют более 700 маршрутов. Расписание плотное, поэтому советуем заказывать билеты заблаговременно, особенно в так называемые «золотые недели» года, когда китайцы активно передвигаются по стране.
Железная дорога
Железнодорожный транспорт Китая — транспорт № 1.
В большинстве китайских поездов используют пассажирские вагоны четырех классов. Это «сидячие» жесткий и мягкий вагоны, а также два типа «лежачих» вагонов. Мягкий схож с российскими вагонами, имеющими четырехместные купе. Жесткие больше похожи на российские плацкартные. Они имеют три расположенные друг над другом полки, которые находятся с одной стороны вагона. Поэтому остается широкий проход, на противоположной стороне которого имеются места для сидячего отдыха. Нумерация китайских поездов также аналогична российским. Каждый поезд имеет четный и нечетный номер: из Пекина в Шанхай идет № 1, из Шанхая в Пекин — № 2. Правило очень простое: чем меньше номер, тем шустрее поезд. Экспрессов насчитывается 100 штук, номера от 101-по 300 зарезервированы за простыми скорыми поездами, поезда 301- 600 — пассажирские.
Традиционные пассажирские перевозки осуществляются поездами трех типов: обычные, скорые и экспрессы. В последние годы началось интенсивное введение в повседневную практику скоростных поездов. Для этой цели китайцы активно закупают европейский подвижной состав. К сожалению, состояние пути далеко не всегда позволяет в полной мере использовать заложенные в конструкциях этих поездов скоростные возможности.
Высокоскоростная железная дорога
Основные города Китая связаны сетью скоростных железных дорог. Так, между Пекином и Шанхаем поезд курсирует со скоростью 250-300 км/час, время в пути из Пекина до Шанхае на новом поезде - на 4 часа 45 минут, билет стоит 410-1750 юаней ($63-270). Для сравнения, полет на самолете из Пекина в Шанхай занимает 2 часа, билет стоит 1300 юаней, но попасть в город из аэропорта намного сложнее. Таким образом, в ряде случаев путешествие на поезде проще и комфортнее.
Метро
Метро есть в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Несмотря на многочисленность китайского населения, метро здесь не перегружено, как в Москве. Оно современное, удобное, чистое, неглубокое, но есть один минус – медленное: интервалы между поездами около 5 минут. В китайском метро информация об остановках дублируется еще и на английском языке, а схема метрополитена гостеприимно встречает латинскими буквами названий - так что не бойтесь спускаться в незнакомую подземку: сориентироваться в ней не составит труда.
Еще одна особенность китайского метро, встречающаяся, правда, только на определенных линиях – движущаяся реклама. Очень эффектно, а значит и эффективно – скучающий взгляд пассажира обязательно будет следить за динамичным рекламным изображением.
При всех этих преимуществах, проезд в метро вполне доступен – в Пекине поездка обойдется и вовсе дешево, всего 2 юаня (около 9 рублей), в Шанхае действует зонная система, но даже неблизкий переезд будет стоить 4 юаня.
Единственным же минусом метрополитена, о котором, безусловно, стоит упомянуть, является система оплаты проезда – одноразовый билет действует в течение суток и только на той станции, на которой вы его приобрели (!). Больших неудобств это нам не доставило, но логичным такой подход тоже не назовешь.
Средняя стоимость одной поездки 3 юаня (зависит от количества пересадок). Часы работы метро : 5.00 – 22.30.
Такси - это непривычное соотношение доступной цены и сервиса высокого уровня.
Во всех сертифицированных такси обязательно присутствует табличка с фотографией и именем водителя, номером лицензии и количеством "звезд". Посадочная стоимость составляет 10 юаней. Большинство такси с кондиционерами и цветными сенсорными телевизорами для пассажиров, сидящих сзади. Однако очень быстро наступает разочарование. Несмотря на большое количество программ, все они показывают только рекламу.
Лучше всего заранее приготовить записку с названием того места, куда Вы едете на китайском языке, потому что английский язык большинства водителей оставляет желать лучшего. При выходе из такси не забудьте потребовать у водителя чек, на котором указаны телефонный номер компании и номерной знак автомобиля - так Вы сможете позвонить в эту компанию в случае необходимости или если Вы забыли в такси свои вещи. Автомобилей такси очень много, и они доступны в любое время суток. Компании такси различаются по цветам автомобилей, при этом, чем лучше состояние машин, тем более высокий рейтинг у компании.
Общественный транспорт
Автобусы
Ходят они очень часто, причем автобусов одного маршрута на остановку, обычно, приезжает сразу два. Расписание для водителей явно важнее условностей, так что часто приходилось наблюдать следующую картину – толпа китайцев дожидается автобуса, несколько человек успевает войти, как вдруг полупустой автобус отъезжает, оставляя большую часть народа на остановке. Тут-то на помощь и приходит «автобус-дублер».
Проезд стоит 1 юань (4.5 рубля), при этом сами автобусы вполне современные и удобные. Да и скоростью некоторые могут похвастаться вполне внушительной – при переезде из Сиджуань в Шанхай автобус, битком набитый людьми, может выдавать 140 км/ч, оставляя не у дел десятки весьма шустрых легковушек.
Рикши, моторикши, электрорикши
До сих пор частным извозом, помимо такси, занимаются рикши. Что такое современная рикша? Можно сказать, это оригинальное транспортное средство в виде трехколесного велосипеда. При этом в Китае можно увидеть бесчисленные варианты рикш: с колясками, с кузовами (как спереди водителя, так и сзади), с навесом (что очень удобно в случае дождя), с кабинкой и без. Как правило, навес - брезентовый тент или чехол, почти всегда синего цвета с окошком или прорезью сзади. Забавно выглядят навесы, сбитые из досок или ДСП.
Если стоит моторчик, то получается "моторикша". Есть еще и уникальное для всего мира и привычное для Китая явление - "электрорикши", а также электророллеры. Это безбензиновые транпортные средства, с зарядкой от розетки 220 вольт, которой хватает километров на 80.
Кроме рикш, частным извозом занимаются и простые мотоциклисты, коих можно не только увидеть, но и услышать у выходов из метро, на перекрестках, у магазинов. Поначалу это раздражает, кажется, к тебе пристают, однако позже вы можете заметить, что кричат и сигналят они не только вам, как , но и местным старикам, молодежи, женщинам, мужчинам, да всем прохожим. В общем, мотоциклы - это тоже вид такси. Стоит это удовольствие 2 юаня (9 рублей) за 3-5 км. И, кстати, мотоциклы большей частью добротные, японского производства: Honda, Yamaha, Suzuki.
Рассказывая о транспорте Китая, нельзя не упомянуть о шанхайском поезде Маглев – чуде современной техники, исправно доставляющем пассажиров в аэропорт Пудонг. Наличие подобного монстра еще раз подчеркивает удивительное сочетание непритязательного быта китайцев с активным распространением новейших технологий в стране. По фотографиям ниже можно понять, чем же так интересен этот самый поезд Маглев (кроме своей уникальной конструкции бесконтактных рельс)
Самый быстрый поезд мира – разгоняется до 431 км/ч!