«Ла Скала», «Гранд Опера», «Ковент Гарден»... Названия этих театров хорошо известны во всем мире. Выступать на сценах этих театров – заветная мечта профессиональных музыкантов, побывать в них в качестве зрителей – любителей театра. И новую рубрику моего сайта «Музыкальные театры мира» вполне логично было бы открыть рассказом о них. Но мой выбор пал на театр в Байрейте -- небольшом немецком городе, где расположен единственный в мире оперный театр, специально построенный для исполнения опер одного композитора – Рихарда Вагнера. Другого такого театра в мире нет.
Проект здания первоначально разрабатывался для оперного театра в Мюнхене, но он не был реализован, и Вагнер без согласования c автором – архитектором Готфридом Земпере -- использовал его для своего театра. Он имеет особое внутреннее устройство – зрительный зал спроектирован в форме крутого клина без галерей и ярусов, так как во всех других он выполнен в виде подковы, окруженной несколькими ярусами лож. Но главная особенность театра – расположение оркестра. Он находится в глубокой яме под сценой и накрыт козырьком, скрывающем музыкантов от взоров публики. В этом принципиальное отличие зала в Байрейте от других оперных театров, поскольку Вагнер, как мощная творческая натура, стремился к полной власти над чувствами слушателей. Музыка и действо на сцене должны были владеть ими, и ничто (а вдруг, к примеру, скрипачу в паузе захотелось почесать за ухом?) не отвлекать от завораживающего волшебства на сцене. А кроме того, звук оркестра равномерно распределялся по всему пространству сцены и зала, и певцу не нужно перенапрягать свой голос.
Такое расположение оркестра дало идеальное акустическое решение для исполнения опер Вагнера, но в то же серьезно осложнило работу дирижера, который должен координировать работу артистов на сцене и в оркестровой яме. От привычной схемы отличается и рассадка музыкантов оркестра: справа находятся скрипки; контрабасы, виолончели и арфы (если их несколько) делятся пополам и располагаются по краям ямы, а остальные музыканты находятся перед дирижером. Все вместе это создает то богатое, насыщенное красками звучание оркестра, к которому стремился Вагнер.
Свою лепту в великолепную акустику театра вносит и обустройство его зала. У него три важных составляющих: деревянные панели, отсутствие лож и особая обивка сидений, которая не поглощает звук, а позволяет ему беспрепятственно распространяться по всему пространству. Здесь внук композитора Вольфганг Вагнер объясняет как устроен зал и как затейливо звук из оркестровой ямы попадает на сцену, а затем уходит в зал.
Первый камень в фундамент здания театра в Байрейте был заложен 22 мая 1872 года в день, когда Р. Вагнеру исполнилось 59 лет, а его торжественное открытие состоялось 13-17 августа 1876 года премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга». В четырех операх – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» – действуют боги, герои, волшебные существа и кольцо, дающее власть над миром, как нельзя лучше отражающие вечное стремление Вагнера к превосходству над всем окружающим.
Это, безусловно, важное для культуры событие планировалось двумя годами раньше – в 1873 году, но Вагнеру к тому времени едва удалось собрать денег только на возведение стен театра. И даже когда в финансированию проекта подключился Людвиг II Баварский, благоволивший к композитору, тот продолжал давать многочисленные концерты для того, чтобы завершить строительство здания.
Увы, но финансовые затруднения не позволили Вагнеру организовать постоянную работу театра в течение целого сезона. После трех представлений он закрылся и возобновил свою работу лишь в 1882 году в виде фестиваля музыки Вагнера. С тех пор Байрейтский фестиваль открывает для публики свои двери лишь на несколько летних недель. И для того, чтобы попасть на спектакли, проходящие в нем, билеты заказывают за несколько месяцев.
После смерти композитора в 1883 году театром руководили его сын, а затем невестка. Больше 50 лет театр возглавлял внук -- Вольфганг Вагнер, с 2009 года у руля этого «корабля» стоят две женщины – Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье. А ставятся в нем по-прежнему лишь оперы Рихарда Вагнера.
Подписаться на новые статьи
Оставьте комментарий!
Похожие статьи
12-10-2018 | щенок, Герасим, барыня, дворник, любовь