После выхода фильма «По семейным обстоятельствам» на советские экраны, отзывы кинокритиков были однозначными: «Зрелище на один раз!», «Бессмыслица!», «Ширпотреб!» Каких только замечаний не получила картина Алексея Александровича Коренева, вышедшая через год после театральной постановки по пьесе Валентина Захаровича Азерникова «Есть варианты». Отзывались о ней достаточно сдержано и сами актёры. Однако, все они оказались не правы. По прошествии стольких лет картину с удовольствием пересматривает каждое новое поколение. В чём же секрет популярности обычного кинофильма об обычных семейных обстоятельствах? В одном из интервью кинооператор Анатолий Мукасей признался, что уже после утверждённого сценария, продолжало «придумываться» это кино, всеми, без исключения — актёрами, операторами, художниками, костюмерами. Тогда ни кто из творческой группы и представить себе не мог, что этот фильм будут с удовольствием смотреть спустя десятилетия. Все относились к работе серьёзно, как положено профессионалам, но только время показало, что в картине есть что-то что затрагивает сердце зрителя. Незамысловатый сюжет. В одной квартире живёт мать и семя её дочери. После рождения ребёнка они решают разъехаться. В процессе поиска нового жилья, разменивая свои считанные квадратные метры, близкие родственники попадают в разные смешные ситуации. Комедийная мелодрама объединила творческую группу. Часто на площадке смеялись над тем, что кому-то пришлось пережить дома, добавляя смешных эпизодов. Чего только стоила сцена плохо говорящего логопеда с улицы «Койкого». Эта сцена по праву стала визитной карточкой фильма. Хотя задумывалась она совсем иначе. Гениальная игра Ролана Быкова (логопеда), с его рассуждениями о дефектах речи, так рассмешила Евгения Естигнеева (художника Николая), что он расхохотался прямо в кадре, хотя должен был сидеть с «каменным» лицом. И хотя Евстегнеев вышел из роли, и всё пошло не по сценарию, режиссёр, после некоторых сомнений, решил оставить всё как есть. Фразы из фильма буквально расхватаны на крылатые афоризмы: «Родителей нужно любить издалека — чем дальше, тем крепче», «— Ты куда? — К дяде. — Привет от тети», «— Ма, ну что ты говоришь?! — Я знаю что я говорю!» Главный смысл фильма вложен в слова серьёзного диалога между героиней фильма Марины Дюжевой (Лидой) и дедушкой на лестнице, которого великолепно сыграл, на тот момент достаточно молодой 46-летний Лев Дуров. Умудренный опытом старик уверяет, что жилплощадь в жизни не главное, приводя веские аргументы. В этом фильме почти нет накладок, обнаружен лишь один киноляп, когда героиня Галины Польских (Галина Аркадьевна) ловит на улице такси на улице Косыгина в районе Воробьёвых гор, а в следующем кадре машина подъезжает к ней уже возле смотровой площадки. На самом деле удалены эти точки друг от друга почти на километр. Звёздный состав актёров — это полноправные партнёры, несмотря на разницу в возрасте и личные достижения. На экране эпизод за эпизодом появляются звёзды советского кино: Анатолий Папанов, Ролан Быков, Лев Дуров, Нина Дорошина. Они смогли идеально создать образ простой семьи, небогатой, но счастливой. И по прошествии многих лет все они с теплотой вспоминают работу над этим фильмом.