Каждый автор выбирает для своего творчества ту форму повествования, которая ему удобна. Когда поэту писать приятно и просто, совсем неважно в какие объёмы вложил он свои творческие порывы.
Трудно не согласиться, что огромные, объемные стихотворения сложны для запоминания и составляют целую проблему, если их нужно выучить наизусть. Именно поэтому большие стихотворные произведения, в учебных программах, принято разбивать на части, или изучать в сокращении. К счастью, творчество поэтов многогранно, и многие авторы выбирали для себя как полноценные обширные, так и короткие формы. Сергей Александрович Есенин не стал исключением.
Поэтический дар Есенин открыл в себе рано, но на написание больших стихотворений он часто не решался, а вот короткие репризы об окружающем его мире у него получались отменно. В его стихотворениях было всё: непреодолимая любовь к Родине, любование природой, описание бытовых ситуаций с философским или ироническим подтекстом.
Позже в его творчестве появились и любовные нотки. Например, вот это четверостишие, написанное в последний год жизни поэта.
Ах, метель такая, просто чёрт возьми! Забивает крышу белыми гвоздьми. Только мне не страшно, и в моей судьбе Непутёвым сердцем я прибит к тебе.
Данное стихотворение сочетает в себе все, что так волнует поэта – здесь и описание окружающей его природы с ее погодными неурядицами, и чистосердечное признание в любви. Есенин утверждает, что в жизни он не боится ничего, ведь в его жизни есть единственная любимая, к которой он буквально прибит гвоздями. Эта любовь сохраняет его, защищает от неудач и потерь, и именно эта любовь способна подарить ему жизнь, тепло и будущее. Даже столь короткая форма не помешала поэту вместить в произведение все свои чувства – иногда и четырех строк достаточно для того, чтобы показать весь спектр чувств.
Короткие стихи Есенина о природе
Природа, окружающий мир – это важная часть жизни Сергея Есенина, особенно на ранних этапах формирования его творчества. Именно в родном селе он открыл в себе поэтический дар, и, вероятно, именно окружающие красоты научили его складывать слова в рифмы, выражать мысль не так, как это делали односельчане, а красиво, певуче и образно:
По лесу леший кричит на сову. Прячутся мошки от птичек в траву. Ау!
Спит медведиха, и чудится ей: Колет охотник острогой детей. Ау!
Плачет она и трясет головой: — Детушки-дети, идите домой. Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву: — Эй ты, откликнись, кого я зову! Ау!
Лес в этом стихотворении – не просто посадки деревьев. Есенин видит здесь особую, насыщенную жизнь. У леса и свои истории, и свои жители, которые могут рассказать любому желающему о своей судьбе. Здесь свой собственный мир, в который путь открыт далеко не всем. Но тому, кому посчастливилось заговорить с лесом, открывается много тайн. Есенин, сельский парень, чувствовал природу так, как не мог ее почувствовать ни один житель города. Сергей был близок к самой природе, и природа отвечала ему взаимностью, позволяя рождать такие теплые и живые стихотворения.
Тема окружающей природы не покидала Есенина никогда. Именно в тот момент, когда ему только-только исполнилось тридцать, он написал стихотворение, которое до сих пор терзает души читателей:
Снежная замять крутит бойко, По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость. Где мое счастье? Где моя радость?
Всё укатилось под вихрем бойким Вот на такой же бешеной тройке.
Здесь описана вся боль поэта, которой был наполнен последний год его жизни. Есенин чувствовал, как быстро уходит его молодость, как изменчиво счастье, как жизнь проходит, а ведь тридцать лет – уже внушительная цифра. Он видит, как радуются и гуляют другие, однако, сам он уже не тот, что был раньше. Он пишет, что провел всю жизнь в поисках настоящего счастья, но оно так и не объявилось в его жизни, и унести его молодость кони по заснеженной улице. Есенин скорбит, и тема природы отлично помогает ему создать верную ассоциацию, показать, насколько холодно и горько в его душе оттого, что жизнь буквально ускользает. Интересно, знал ли Есенин, что вскоре не станет его самого, думал ли он об этом, сочиняя эти строки?
Короткие стихи Есенина о любви
Часто любовь в жизни поэта играет решающую роль. Поэты вдохновляются именно чувствами. Именно чувства ведут творческих людей по их непростому пути, создавая неожиданные повороты. Конечно, Есенин не стал исключением. Поэт прослыл, как озорной гуляка, и он пользовался просто ошеломительной популярностью у женщин. Женщины им восхищались, желали оказаться как можно ближе к поэту, а он с огромным удовольствием пользовался и своей красотой, и своей значительной популярностью в совершенно разных кругах. Интересно, что самым привлекательным женщинам поэт посвящал свои лучшие стихи, но часто такие стихи рассказывали о несчастной, неразделенной любви.
Не криви улыбку, руки теребя, - Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо - Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу всё равно - Просто захотелось заглянуть в окно.
Это стихотворение полностью показывает и волевой характер Сергея Есенина, и его тонкие чувства. Он боится показаться слабым в глазах женщины, объясняет ей, что не любит ее ни капли, но при этом проходит под ее окнами только для того, чтобы хотя бы на мгновение увидеть ее. Есенин обманывает или обманывается – скорее всего, он и сам не может разобраться в чувствах, которые так его мучают, потому и мучает других. Боль, которая ощущается в этом стихотворении, жива до сих пор, даже несмотря на то, что поэта больше нет. Он любил, он болел, он ощущал – все это настолько ярко отражено в коротком стихотворении, что не может оставить равнодушным никого.
Любовь в жизни этого действительно великого поэта – это боль и разочарование. Сложно чувствовать себя счастливым, когда раз за разом тебе разбивают сердце – об этом довольно лаконично пишет сам поэт:
Слушай, поганое сердце, Сердце собачье моё Я на тебя, как на вора, Спрятал в руках лезвие.
Рано ли, поздно всажу я В рёбра холодную сталь. Нет, не могу я стремиться В вечную сгнившую даль.
Пусть поглупее болтают, Что их загрызла мета; Если и есть что на свете - Это одна пустота.
Здесь чувствуется непросто горькое отчаяние. В этом стихотворении ощущается настоящая боль поэта, все его мысли пронизаны этой леденящей болью. Поэт ненавидит себя за то, что доверяет свое сердце кому попало, он думает о том, как лучше было бы и не жить вовсе – он чувствует, что жизнь давит на него железным катком и раскатывает по мостовой. Поэту кажется, что из сложившейся ситуации просто нет выхода – только горечь, боль и постоянная трагедия – это все, что осталось ему. Он отказывается от всех своих целей, желаний и стремлений – все это теперь теряет для него смысл.
Преимущества короткой формы
Не зря существует популярное выражение, что краткость – сестра таланта. Именно в коротких произведениях содержатся самые яркие мысли и эмоции поэта, ведь здесь он не раздумывал часами над структурой произведения – он творил на одном дыхании, он записывал одну определенную мысль, и мысль эта получалась ясной и открытой.
Короткие стихотворения – это лучшая форма для тех, кто желает тренировать свою память, научиться красиво говорить и поражать окружающих своими широкими знаниями о поэзии. Чем короче стихотворения, тем больше произведений можно удержать в памяти, а, значит, легко блеснуть умом в любой компании.
Именно такие, короткие произведения поэт Сергей Есенин чаще всего цитировал на больших гуляниях. Публика просила выйти и прочитать – Есенин выходил и читал, не боясь запутаться и забыть слова. Он всегда знал, что в запасе у него много четверостиший, которые публика точно оценит.
Как Есенин пришел к такой форме?
Каждый поэт выбирает форму для творчества самостоятельно. Здесь настоящий простор – кто-то изначально пишет короткие оды, легкие для восприятия читателем, кто-то экспериментирует с размером и рифмой. Есенин же, скорее, писал душой – каждая его строчка – это искренность, которая была заложена в нем от самого рождения. Потому и форма у него выходила произвольная – он мог и писать большие поэмы, такие, как «Черный человек» и «Письмо к женщине», а мог максимально сократить свою мысль – ничто не мешало поэту писать так, как хотелось.
• В жизни Есенина особое место занимали эксперименты, и эксперимент с творчеством - один из них.
Более того, большинство объемных произведений поэта, все же, писались под заказ. Откройте любой сборник стихотворений поэта, и вы увидите, что редкое его стихотворение превышает двенадцать строк. Поэту такого объема было достаточно для того, чтобы выразить свою серьезную мысль со всей ее глубиной. Тем более, типографии и издательства отлично понимали, что читатель, находящийся в довольно суровом положении в тяжелое время, не способен воспринимать большой объем информации – преимуществом пользовались именно короткие произведения, и использование такой формы сделало Есенину отличную репутацию в глазах читателя.
Заключение
Прошло довольно много лет с тех пор, как не стало поэта Сергея Александровича Есенина. Однако, его стихотворения актуальны и на сегодняшний день. Их добавляют в обязательную школьную программу, их читают наизусть на творческих вечерах, эти же стихотворения публикуют и в дорогих изданиях книг, и на личных страницах социальных сетей. Все это говорит о том, что форма, выбранная поэтом, верна, и тогда, в начале прошлого века, поэт как будто заглянул в будущее.
Нет никаких сомнений, что еще сотни лет память о поэте останется у жителей как нашей, таки других стран. Люди до сих пор читают и учат стихи Есенина наизусть, а имя автора, который не успел сказать при жизни всё что хотел, настоящее достояние русской поэзии.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.