Серапионовы братья
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Серапионовы братья

Серапионовы братья Серапионовы братья

Красные, белые и пустынник Серапион

Бывают в истории литературы и искусства творческие кружки, напоминавшие скорее рыцарские ордена, чем профессиональные объединения. Члены этих кружков – как правило, молодые люди – относились друг к другу не как к коллегам по обычной работе, а как к братьям по великому подвигу. В таких сообществах всегда была немалая доля игры, лицедейства, но было и истинное подвижничество, и нередко именно эти творческие «братства» вносили в культуру своего времени незаурядный вклад.

Одним из таких явлений было литературное объединение молодых писателей Петрограда начала 1920-х годов «Серапионовы братья». Название кружка было позаимствовано из одноименной книги немецкого писатели XIX века Э.Т.А.Гофмана. «С кем мы, с красными или с белыми? Мы – с пустынником Серапионом», – говорили молодые авторы, участвовавшие в сообществе.

Объединение строилось по принципу монашеского или рыцарского братства. Молодые писатели, поэты и критики, входившие в сообщество, при встрече приветствовали друг друга словами: «Здравствуй, брат. Писать очень трудно». Члены кружка "Серапионовых братьев" стремились освободить литературу от тенденциозности, поднять уровень технического мастерства, «сделанности», как тогда говорили. Они хотели найти наиболее совершенную форму для выражения как вечных идей, так и актуальных тем послереволюционного времени.
Кружок «серапионовцев» не был ни революционным, ни антисоветским по духу, – это скорее было сообщество пишущей молодежи, стремившейся делать свое дело – литературу – наиболее качественно, не отвлекаясь на повседневную суету.

серапионовы братья вместе

К области серапионовского фольклора, породившего немало легенд, относится вопрос о происхождении названия группы. По свидетельству Шкловского, первоначально мыслилось название «Невский проспект», которое следовало бы понимать двояко. Во-первых, как отсылку к «петербургскому мифу», отразившемуся в творчестве молодых авторов, (влияние Н.В.Гоголя можно найти едва ли не у всех «серапионов»). Во-вторых, как эмблему серапионовского быта – комната Слонимского, которая долгое время оставалась местом встречи «серапионов», единственным окном выходила на Невский проспект. Тем не менее, предпочтение было отдано иному названию. Толкователи возводили его к одноименному роману Э.Т.А.Гофмана, а мемуаристы тщетно пытались вспомнить, кто первый предложил такое название (одно время на авторство претендовал Слонимский, впоследствии отказавшийся от приоритета). Из области преданий – и серапионовские «субботы», день, когда проходили еженедельные заседания. На самом деле, в разные периоды встречи бывали и во вторник, и в среду, и в пятницу.



История


История «Серапионовых братьев» недостаточно изучена, некоторые события известны лишь по мемуарным свидетельствам, кое-что навсегда утрачено. Многие «серапионы» стали впоследствии классиками советской литературы, и потому цензурные запреты действовали с удвоенной силой: историки советской литературы стремились нарисовать картину идеализированную и бесконфликтную. Другая причина недокументированности – с самого начала заявленная свобода от каких-либо инструкций и уложений. «…в период величайших регламентаций, регистраций и казарменного упорядочения, когда всем был дан один железный и скучный устав, – мы решили собираться без уставов и председателей, без выборов и голосований», – рассказывал в статье Почему мы «Серапионовы братья» Л.Лунц. «Серапионовы братья» – едва ли не единственная литературная группа, не выступившая с декларацией либо манифестом, зафиксировавшим их творческие принципы. Тем не менее историю группы можно в общих чертах реконструировать.

Братство в небратском мире


История СерапионовВ числе «Серапионовых братьев» были многие писатели, впоследствии составившие славу советской литературы, – Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Всеволод Иванов, Николай Тихонов и другие. Учителями молодых литераторов были Е.Замятин, В.Шкловский, К.Чуковский, Н.Гумилев, Б.Эйхенбаум.

У «братьев» было свое «серапионовское летосчисление», ведшееся с 1 февраля 1921 года – даты первого собрания кружка в петроградском Доме Искусств. Кружок с самого начала задумывался как элитарный, прием в него велся очень строго, потом был вовсе прекращен. Многочисленные друзья «серапионов», посещавшие их собрания и участвовавшие в обсуждениях, но официально не причислявшиеся к группе, именовались «гостишками».

Учителем и руководителем братства был Евгений Замятин, идейным лидером – Лев Лунц, молодой перспективный прозаик, рано скончавшийся от туберкулеза. Они всячески старались декларировать аполитичность своего творчества. «Мы пишем не для пропаганды», – заявлял Лунц. Главной целью «братьев» было достижение мастерства, творческого совершенства.
Естественно, сообщество «серапионов» практически сразу подверглось тяжелой критике со стороны РАППа, ВАППа, таких культурных деятелей, как В. М. Фриче, П.С.Коган и других. Однако содружество пользовалось покровительством М.Горького. Это позволяло членом общества успешно печататься, издавать альманах «Серапионовы братья», выпускать собственные книги, проводить творческие вечера.

Братья ссорятся


Среди «Серапионовых братьев» изначально не было полного согласия по многим важным вопросам. Несмотря на провозглашенную Е.Замятиным аполитичность, многие участники объединения прилагали большие усилия для описания советской действительности. Всеволод Иванов в повести «Бронепоезд № 14—69» и «Партизанских рассказах» одним из первых ярко описал опыт Гражданской войны. Стихи Николая Тихонова («Баллада о гвоздях» и др.) воспевали подвиги солдат Красной Армии. Общими установками «серапионов» были мастерство и первенство формы над содержанием, но содержание у всех было разным.



Различался и подход молодых авторов к технической стороне творчества. Многие «серапионы» – М.Зощенко, В.Каверин – были сторонниками реализма, а Вс.Иванов, например, стоял на позициях романтически-приподнятого изображения жизни. Л. Лунц и М. Слонимский ориентировались на западных мастеров остросюжетной прозы (А. Конан Дойля, Р.Киплинга, Р.Л.Стивенсона), тогда как М. Зощенко предпочитал использовать бытовые сюжеты и народный язык.


Серапионы вместеЭти расхождения привели к постепенному распаду группы. В 1921 году уехали в Европу учителя и покровители «серапионов» – М. Горький, В.Шкловский, В. Познер. В 1924 в Германии на лечении скончался Л.Лунц. Через год Вс. Иванов, размежевавшись с братьями, переехал в Москву. Собрания кружка окончательно прекратились в 1926 году.
Тем не менее можно утверждать, что посеянные в кружке семена упали на благодатную почву: многие бывшие «серапионы» впоследствии стали видными деятелями советской литературы. Константин Федин, Николай Тихонов, Вениамин Каверин и другие писатели играли значимую роль в культурной жизни страны и определяли направление развития литературы вплоть до 1970-х годов.

Попытка возрождения


Группа не была официально распущена, а дружеские либо приятельские связи бывшие «серапионы» поддерживали до конца жизни. Они выступали в литературе единым фронтом (альманахи Ковш и Издательство писателей в Ленинграде расценивались современниками, как чисто серапионовские начинания). «Годовщины» «Серапионовых братьев» регулярно праздновались вплоть до 1929, постепенно перерождаясь из дружеских встреч с неизменными сатирическими стенгазетами и «кинематографом» (своеобразными «живыми картинами», которые придумал Лунц и виртуозно конферировал Е.Л.Шварц) в обычные приятельские попойки. Намерение выпустить альманах к пятилетию группы так и осталось благим намерением. На юбилейный вечер, устроенный 3 февраля 1926 в ленинградском Доме печати, Зощенко не явился.

Попытка возродить группу в конце 1929 (состоялось несколько заседаний) не увенчалась успехом. Сама идея группы изжила себя, а время не способствовало существованию литературных группировок, окончательно упраздненных с появлением единого Союза писателей. Впрочем, короткая история «Серапионовых братьев» была столь бурной, а личные связи бывших «серапионов» так широко известны, что в партийном постановлении 1946 О журналах «Звезда» и «Ленинград», а также в докладе А.Жданова, его толковавшем, о группе было упомянуто. Следствием этого стали различной тяжести санкции против бывших «серапионов» – Зощенко, Слонимского и Тихонова.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Стихи о любви
Фет Стихи о любви
В статье описаны особенности творчества Фета
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Размышления у парадного подъезда Некрасов
Тютчев стихи про осень
Вешние воды Тургенев
Тютчев Декабрьское утро
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017