Роль литературы в формировании сознания
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Роль литературы в формировании сознания

Роль литературы в формировании сознания Обучающая, развлекательная, поучающая - любая книга оказывает на нас влияние. И если взрослый человек может прекратить читать не понравившуюся ему литературу, то неокрепший разум впитывает любой материал. Поэтому так важно не только то, что мы читаем, но и то, что читают наши дети.

С самого рождения маленький человек изучает окружающий его мир. Вначале осязанием, затем посредством органов слуха и обоняния. Потом начинает различать образы и пытаться влиять на окружающий мир. Окружающие как-то контактируют с ним (особенно родители), невольно передавая какую-то информацию. Со временем ребёнок начинает выражать радость при виде знакомых образов, слыша звуки прихода родных, их ласковую речь. И учится передавать свои пожелания. Происходит обмен информацией. Ребёнок чаще является принимающей стороной, нежели передающей. Он, как губка, впитывает знания об окружающем мире, о своём влиянии на него, о том, что можно делать и что - нельзя.



Тем не менее в современном мире влияние на всю жизнь и мировоззрение ребёнка оказывают далеко не только родители. Не менее важную роль в этом играют средства распространения информации - её носители. Важнейшим из которых является книга. Долгое время она являлась основным носителем информации и до сих пор является таковым. Независимо от того в каком она виде - бумажном или электронном.

научные книги

Читая научные книги или даже псевдонаучные, мы невольно верим автору, особенно если не разбираемся в теме книги. Так заблуждения юных лет могут быть с нами многие годы, принимаемые нами за истину. Читая художественную литературу, мы проникаемся жизнью героя, его бедами и чаяниями. Но что, если мировоззрение героя в корне ошибочно? Достаточно вспомнить роман "Три мушкетёра" Дюма. Произведение, покорившее миллионы читателей. Но стоит ли говорить о том, что герои в нём являются по сути убийцами, государственными изменниками и пьяницами? Такие ли качества мы хотим формировать у наших детей? Или другой пример. Рафаэль Сабатини написал замечательную серию книг об отважном капитане Бладе, благородном корсаре, грабящем все суда, не относящиеся к судам его родины - Англии. Да, герой обладает рядом положительных качеств, что не отменяет того, что он вор и убийца. Да, просто добряк для своего времени. Но не для нашего. Такие ли качества нужны в наши времена?

старинные произведенияМало кто знает, что многие старинные произведения (особенно сказки) были адаптированы под нынешних читателей, а вовсе не изданы в оригинале. Все мы выросли на сказках о Спящей красавице и других. Но мало кто знает насколько жестокими были оригинальные сказки. В них рассказывалась суровая правда о жизни тогда, чтобы маленький человек начинал понимать, что жизнь полна опасностей и умел защищаться от них. Да, они были пропитаны суевериями, но часто были поучающими. В сказке о спящей красавице король воспользовался беззащитным положением принцессы, а не ограничился поцелуем. В оригинальной сказке о Золушке она носила вовсе не миниатюрные хрустальные туфельки, а большие галоши - пианеллы. А мачеху свою Золушка убила ещё в раннем детстве. И довольно жестоко - с силой захлопнув крышку сундука, когда та наклонилась над ним, тем самым сломав ей шею.

Нередко в оригинальных произведениях мы можем столкнуться с искажённой моралью. Например, автор (Джамбаттиста Базиле, сказка же Шарля Перро является переделанной версией его сказки) сказки о Спящей красавице заканчивает произведение фразой: "Некоторым всегда везёт - даже когда они спят".

Из всего вышесказанного очевидно, что многие произведения минувших эпох нежелательно читать формирующемуся разуму в наши дни. Книга должна адаптировать человека к современному обществу и прививать ему все полезные для этого качества. Имеются в виду те качества, которые позволят человеку не просто существовать в обществе или паразитировать на нём, но стать действительно человеком - с большой буквы. Существом, умеющим сопереживать, быть искренним и понимающим. Это задача не только одного человека или окружающих его людей. Это задача всей нашей цивилизации - морально здоровые люди. Сильные духом, чистые душой. Именно этому должны служить средства информации.

Однако, не следует понимать всё вышесказанное однобоко. Такие люди были во все времена - люди, передающие нам величие духа человеческого, избавленного от всего тягостного. Рассказывающие нам о том, как герой растёт сам над собой, преображаясь в человека достойного, вызывающего восхищение. Заставляющие нас сопереживать такому герою. Подобного человека мы видим в романе Куприна "Гранатовый браслет". Главный герой произведения буквально преобразуется от любви. Он избавляется от эгоистичного желания обладать объектом своей любви, сохраняя в себе лишь самые светлые чувства к ней. Апофеозом его нежелания беспокоить любимую является самовольный уход из жизни. Ведь сложно не говорить о любви, любя. Герой находит выход в своей смерти - теперь он точно не будет любовью своей мучить любимую.

книги про животных

Не оставляли писатели с душой без внимания и наших меньших братьев. Джек Лондон написал серию произведений про животных. Про наше влияние на них, как их сознание формируется в зависимости от нашего к ним отношения, наших действий. Как жестокие люди искорёживают психику этих животных, а люди неравнодушные вновь дают им смысл жизни, убирая озлобленность на весь мир и тоску. Это мы отчётливо видим в произведениях "Зов предков", "Белый клык", "Джерри-островитянин".



Все подобные произведения (произведения "с душой") не только прививают моральные качества, но и учат нас на ошибках, совершаемых их героями. Из романа Достоевского "Преступление и наказание" мы извлекаем полезную истину о том, что каждое преступление влечёт за собой наказание. Наказание самого себя собой же, а вовсе не другими людьми, чего поначалу опасается главный герой. "Война и мир" Толстого учит нас любить Родину, уважать прошлое и показывает на то, насколько может быть разным героизм людей. Не обязательно быть рыцарем в латах и на коне - нередко простой трудяга может сделать не меньше и быть человеком сильным духом и чистым помыслами. Это мы видим на примере артиллериста капитана Тушина - грязный, оборванный, но жалеющий простых солдат. Выполняющий свою работу ответственно и стойко - до конца. Столь высокие порывы в невзрачном с виду человеке, заставляют нас задуматься о том, что не всё в мире таково, каким кажется на первый взгляд. Что не обязательно быть львом, чтобы иметь львиное сердце.

В завершении всего вышесказанного скажу словами русского писателя С. В. Михалкова: - "Хорошая, вовремя прочитанная книга, может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы". Соглашусь с писателем и искренне понадеюсь на то, что только подобные книги станут ориентирами для каждого человека и для всего человечества.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Я не люблю иронии твоей Некрасов
Я не люблю иронии твоей Некрасов
Я не люблю иронии твоей Некрасов
Мороз, Красный нос Некрасов
Мороз, Красный нос Некрасов
Эта мистическая поэма ярко и по-настоящему раскрыла талант Некрасова
Творчество Некрасова
Творчество Некрасова
Новый взгляд на русскую литературу.
Лирика Некрасова
Лирика Некрасова
Совершенно новый формат лирики XIX века
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Размышления у парадного подъезда Некрасов
Муза Некрасов
Зеленый шум Некрасов
В ресторане. Блок.
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017