Роль литературы в формировании сознания
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Роль литературы в формировании сознания

Роль литературы в формировании сознания Обучающая, развлекательная, поучающая - любая книга оказывает на нас влияние. И если взрослый человек может прекратить читать не понравившуюся ему литературу, то неокрепший разум впитывает любой материал. Поэтому так важно не только то, что мы читаем, но и то, что читают наши дети.

С самого рождения маленький человек изучает окружающий его мир. Вначале осязанием, затем посредством органов слуха и обоняния. Потом начинает различать образы и пытаться влиять на окружающий мир. Окружающие как-то контактируют с ним (особенно родители), невольно передавая какую-то информацию. Со временем ребёнок начинает выражать радость при виде знакомых образов, слыша звуки прихода родных, их ласковую речь. И учится передавать свои пожелания. Происходит обмен информацией. Ребёнок чаще является принимающей стороной, нежели передающей. Он, как губка, впитывает знания об окружающем мире, о своём влиянии на него, о том, что можно делать и что - нельзя.



Тем не менее в современном мире влияние на всю жизнь и мировоззрение ребёнка оказывают далеко не только родители. Не менее важную роль в этом играют средства распространения информации - её носители. Важнейшим из которых является книга. Долгое время она являлась основным носителем информации и до сих пор является таковым. Независимо от того в каком она виде - бумажном или электронном.

научные книги

Читая научные книги или даже псевдонаучные, мы невольно верим автору, особенно если не разбираемся в теме книги. Так заблуждения юных лет могут быть с нами многие годы, принимаемые нами за истину. Читая художественную литературу, мы проникаемся жизнью героя, его бедами и чаяниями. Но что, если мировоззрение героя в корне ошибочно? Достаточно вспомнить роман "Три мушкетёра" Дюма. Произведение, покорившее миллионы читателей. Но стоит ли говорить о том, что герои в нём являются по сути убийцами, государственными изменниками и пьяницами? Такие ли качества мы хотим формировать у наших детей? Или другой пример. Рафаэль Сабатини написал замечательную серию книг об отважном капитане Бладе, благородном корсаре, грабящем все суда, не относящиеся к судам его родины - Англии. Да, герой обладает рядом положительных качеств, что не отменяет того, что он вор и убийца. Да, просто добряк для своего времени. Но не для нашего. Такие ли качества нужны в наши времена?

старинные произведенияМало кто знает, что многие старинные произведения (особенно сказки) были адаптированы под нынешних читателей, а вовсе не изданы в оригинале. Все мы выросли на сказках о Спящей красавице и других. Но мало кто знает насколько жестокими были оригинальные сказки. В них рассказывалась суровая правда о жизни тогда, чтобы маленький человек начинал понимать, что жизнь полна опасностей и умел защищаться от них. Да, они были пропитаны суевериями, но часто были поучающими. В сказке о спящей красавице король воспользовался беззащитным положением принцессы, а не ограничился поцелуем. В оригинальной сказке о Золушке она носила вовсе не миниатюрные хрустальные туфельки, а большие галоши - пианеллы. А мачеху свою Золушка убила ещё в раннем детстве. И довольно жестоко - с силой захлопнув крышку сундука, когда та наклонилась над ним, тем самым сломав ей шею.

Нередко в оригинальных произведениях мы можем столкнуться с искажённой моралью. Например, автор (Джамбаттиста Базиле, сказка же Шарля Перро является переделанной версией его сказки) сказки о Спящей красавице заканчивает произведение фразой: "Некоторым всегда везёт - даже когда они спят".

Из всего вышесказанного очевидно, что многие произведения минувших эпох нежелательно читать формирующемуся разуму в наши дни. Книга должна адаптировать человека к современному обществу и прививать ему все полезные для этого качества. Имеются в виду те качества, которые позволят человеку не просто существовать в обществе или паразитировать на нём, но стать действительно человеком - с большой буквы. Существом, умеющим сопереживать, быть искренним и понимающим. Это задача не только одного человека или окружающих его людей. Это задача всей нашей цивилизации - морально здоровые люди. Сильные духом, чистые душой. Именно этому должны служить средства информации.

Однако, не следует понимать всё вышесказанное однобоко. Такие люди были во все времена - люди, передающие нам величие духа человеческого, избавленного от всего тягостного. Рассказывающие нам о том, как герой растёт сам над собой, преображаясь в человека достойного, вызывающего восхищение. Заставляющие нас сопереживать такому герою. Подобного человека мы видим в романе Куприна "Гранатовый браслет". Главный герой произведения буквально преобразуется от любви. Он избавляется от эгоистичного желания обладать объектом своей любви, сохраняя в себе лишь самые светлые чувства к ней. Апофеозом его нежелания беспокоить любимую является самовольный уход из жизни. Ведь сложно не говорить о любви, любя. Герой находит выход в своей смерти - теперь он точно не будет любовью своей мучить любимую.

книги про животных

Не оставляли писатели с душой без внимания и наших меньших братьев. Джек Лондон написал серию произведений про животных. Про наше влияние на них, как их сознание формируется в зависимости от нашего к ним отношения, наших действий. Как жестокие люди искорёживают психику этих животных, а люди неравнодушные вновь дают им смысл жизни, убирая озлобленность на весь мир и тоску. Это мы отчётливо видим в произведениях "Зов предков", "Белый клык", "Джерри-островитянин".



Все подобные произведения (произведения "с душой") не только прививают моральные качества, но и учат нас на ошибках, совершаемых их героями. Из романа Достоевского "Преступление и наказание" мы извлекаем полезную истину о том, что каждое преступление влечёт за собой наказание. Наказание самого себя собой же, а вовсе не другими людьми, чего поначалу опасается главный герой. "Война и мир" Толстого учит нас любить Родину, уважать прошлое и показывает на то, насколько может быть разным героизм людей. Не обязательно быть рыцарем в латах и на коне - нередко простой трудяга может сделать не меньше и быть человеком сильным духом и чистым помыслами. Это мы видим на примере артиллериста капитана Тушина - грязный, оборванный, но жалеющий простых солдат. Выполняющий свою работу ответственно и стойко - до конца. Столь высокие порывы в невзрачном с виду человеке, заставляют нас задуматься о том, что не всё в мире таково, каким кажется на первый взгляд. Что не обязательно быть львом, чтобы иметь львиное сердце.

В завершении всего вышесказанного скажу словами русского писателя С. В. Михалкова: - "Хорошая, вовремя прочитанная книга, может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы". Соглашусь с писателем и искренне понадеюсь на то, что только подобные книги станут ориентирами для каждого человека и для всего человечества.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Содержание рассказа И.С.Тургенева
Содержание рассказа И.С.Тургенева "Муму"
Краткое содержание рассказа И.С.Тургенева "Муму"
Содержание рассказа Л.Н.Толстого
Содержание рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Основное содержание рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Содержание рассказа А.П.Чехова
Содержание рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"
Краткое содержание рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"
Содержание комедии Н.В.Гоголя
Содержание комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Основное содержание комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Как подключить пищалки
Интерьер онлайн или как обойтись без профессионала
Цифровой шум
Как выбрать лестницу-трансформер
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2019