Рыночная экономика (как противопоставление плановой экономике) – это экономика, в которой отношения между субъектами хозяйственных взаимоотношений формируются достаточно свободно, на основе принципов частной собственности, закона спроса и предложения и без прямого (директивного) контроля государства. Степень свободы рыночной экономики и степень вмешательства в неё государства – это предмет споров теоретиков-экономистов на протяжении десятилетий. Приверженцы свободного рынка считали, что вся роль государства должна сводиться к защите частной собственности, а всё остальное будет отрегулировано самим рынком (т.н. невидимая рука рынка). На практике ни в одной стране свободный рынок не реализован в полной мере: чрезмерная либерализация приводит к фондовым и финансовым кризисам, монополизации отдельных сегментов рынка и не учитывает интересы общества (снижается уровень жизни, ухудшается экология и так далее). Во всех странах государство стремится регулировать экономические отношения, формируя регулируемую рыночную экономику.
Регулируемая рыночная экономика – такая экономика свободного рынка, в которой государство участвует в регулировании рынка путём координации взаимодействия участников экономики.
При этом регулирование рынка происходит на нескольких уровнях:
1. Первый уровень – саморегулирование. Рыночные отношения формируются на основе законов спроса и предложения, участники рынка вправе свободно вступать в отношения с другими участниками по своему выбору, самостоятельно определяя способы взаимодействия (товарная и ценовая политика). Как правило, в каждой отрасли есть своя специфика, формирующая характер рыночных взаимоотношений.
2. Второй уровень – регулирование через социально-экономические институты.
3. Третий, высший, уровень – государственное регулирование. Государство координирует рыночные отношения на первом и втором уровне через многоуровневые структуры исполнительной, законодательной и судебной власти, достигая ряд целей.
К целям государственного регулирования рыночной экономики относится:
• Стимулирование экономического роста в масштабах всего государства;
• Обеспечение социально-экономической стабильности;
• Достижение справедливости в экономической и социальной сферах.
Для достижения целей государство использует самые разнообразные инструменты:
1. Прямое стимулирование экономики – это непосредственное участие государственных органов в экономике отдельных отраслей. Инструменты прямого стимулирования:
• Государственные заказы: закупка товаров и работ за счёт бюджетных средств. Путём финансирования из бюджета государство может стимулировать развитие отдельных отраслей экономики, например, оборонная промышленность, дорожное строительство или энергетика. Государство может также выделять денежные средства в виде государственных займов.
• Дотации. С помощью дотаций государство поддерживает отдельные отрасли с низкой рентабельностью, но в целом важные для общества (например, дотации в сельское хозяйство).
• Субсидии. Этот инструмент предполагает участие в финансировании государством деятельности с целью поддержать низкорентабельные отрасли или развить перспективные отрасли.
• Налоговые льготы также можно отнести к мерам прямого стимулирования (например, льготные налоговые режимы).
2. Инструменты макроэкономики – это в первую очередь государственная денежно-кредитная политика, реализуемая Центральным банком. Используя операции на валютном рынке, банк влияет на курс рубля к мировым валютам. Регулируя значение учётной ставки, банк влияет на ликвидность в банковском секторе, условия кредитования бизнеса и инфляцию.
3. Законодательные меры государство принимает, выпуская и изменяя законодательные акты разных уровней. Среди этих мер:
• Введение лицензирования в отдельных отраслях (банковская деятельность, услуги связи, добыча ископаемых и т.д.), а также организация саморегулирования (в области проектирования и строительства).
• Антимонопольное законодательство ограничивает права на ценообразование и договорные условия в некоторых секторах рынка.
• Регулирование гражданских взаимоотношений производится через гражданское законодательство (кодексы, законы и отдельные акты).
4. Налоговое регулирование: установление ставок налогов на различные виды производственной деятельности, таможенные пошлины, освобождение от налогов.
5. Инструменты планирования и нормирования: комплексные программы по развитию отдельных отраслей или регионов, тарифные политики, стандарты и нормативы.
Подписаться на новые статьи
Оставьте комментарий!
Похожие статьи
01-10-2018 | блог, блогер, blogger, рупор, Интернет