XIX век в истории нашего государства ознаменован серьезными переменами, к которым оно двигалось на протяжении длительного промежутка времени. Все более важным становилось решение крестьянского вопроса. Несмотря на то, что Николай I был реакционным и довольно консервативным правителем, он внес свой вклад в дальнейшее решение назревшей проблемы.
В 1837 году началось осуществление реформы в государственной деревне и продолжалось оно до 1841 года. Мероприятия были довольно масштабными и затрагивали приблизительно 19 млн. человек (27% населения). Именно столько государственных крестьян насчитывалось к середине XIX века. Они принадлежали казне государства, за пользование землей платили оброк (в некоторых районах отрабатывали барщину), а также несли разнообразные повинности в пользу государства – подушную подать, рекрутскую повинность, натуральные и денежные налоги.
Предпосылки проведения реформы
Наиболее важными причинами, побудившими Николая I к проведению изменений, явилось серьезное недовольство крестьян своим зависимым бесправным положением, а также получение в казну не всей суммы податей с крестьян.
Казенные крестьяне не имели самоуправления, их могли сдавать в аренду частным лицам вместе с государственными имениями. Помимо разного рода налогов, их привлекали к строительству и ремонту дорог, к починке мостов. Не имея никакого права голоса, будучи фактически самым бедным и многочисленным слоем населения, крестьяне выражали свое недовольство бунтами.
Система налогообложения была произвольной и неупорядоченной. Государству было бы выгоднее иметь крестьян, способных платить налоги и четко понимающих, сколько они должны внести в казну. За 20 лет до начала реформы с государственных крестьян в виде податей был собран 391 млн. рублей, при недоимках в 33 млн. рублей. В течение 20 лет после проведения реформирования сборы увеличились до 506 млн. рублей, а недоимки уменьшились до 17 млн. рублей.
Изначально Николай I не стремился уделять внимание решению сложного крестьянского вопроса. Однако со временем он все больше убеждался в необходимости изменений. Довольно опасно было игнорировать назревшую проблему, так как небольшие волнения среди крестьян могли перерасти в серьезное восстание. Все глубже император понимал, насколько негативно крепостное право сказывается на развитии страны в экономическом и военном отношениях.
Вопрос о ликвидации всей крепостной системы разом рассматриваться еще не мог. Высшее сословие – дворяне – не были готовы к масштабным изменениям. Попытки серьезно повлиять на их положение могли обернуться катастрофой для Николая I, а также для государства в целом. Если дать крестьянам свободу, сохранив при этом землю за помещиками, первые либо начнут требовать землю силой, либо, будучи вынуждены наниматься на работу, попадут в кабалу к хозяину. Выкупать землю у помещиков, чтобы после предоставить ее крестьянам, государство также было не готово, так как это потребовало бы огромных денежных затрат. В силу этих трудностей, было принято решение о частичных преобразованиях.
Наименее опасным представлялось реформирование государственной деревни, не связанной с дворянами и их интересами. Государь рассчитывал на улучшения после реформ и предполагал, что изменения послужат хорошим образцом для помещиков.
Подготовка проекта реформы (1835-1837гг.)
Для подготовки реформы в 1835 году создается V отделение императорской канцелярии, во главу которого назначается граф Павел Дмитриевич Киселев. Павел Дмитриевич, обладавший широкими познаниями в политических вопросах, стремился доказать Николаю I необходимость реформирования системы. Киселев, как сторонник разумного управления государством, считал необходимым улучшить существующий строй через проведение постепенных изменений.
Будучи молодым, он составлял проект по реформированию крепостной системы для Александра I, в котором излагал мысли по упразднению крепостничества. Также известно, что Павел Дмитриевич общался с южным обществом декабристов и был согласен с их идеями. Ему удалось убедить Николая I в необходимости реформ.
На этапе подготовки к осуществлению масштабных мероприятий (летом 1836г) проводилась ревизия государственных земель нескольких наиболее важных губерний. Киселеву также удалось получить материалы из Австрии и Пруссии, в которых освещался опыт решения проблем, связанных с крестьянами.
Весной 1837г. была проведена проверка результатов ревизии. Эти итоги вместе с выводами Киселева после его личных исследований были собраны в доклад, где обозначались наиболее важные направления будущих изменений:
✔ создание министерства для проведения реформы;
✔ организация правильного управления;
✔ решение вопроса о нехватке земли у крестьян;
✔ создание четкой системы налогообложения;
✔ увеличение числа школ, медицинских учреждений, строительство дорог.
Внедрение усовершенствований в государственной деревне (1837-1841гг.)
Следует отметить, что основными целями реформы являлись:
✔ Повышение уровня жизни крестьян;
✔ Улучшение сбора налогов;
✔ Создание примера управления крестьянами для помещиков
Зимой 1837 года управление крестьянами было передано из «Министерства финансов» в созданное в том же году «Министерство государственных имуществ», главой которого на протяжении 18 лет станет П.Д. Киселев.
Систему управления крестьянами было решено сделать 4-ступенчатой: наиболее крупной административной единицей стала губерния, затем округ, волость и, наиболее малой, стало сельское общество.
В губерниях для управления крестьянами организовывались палаты государственных имуществ. Управление округа доверялось окружному начальнику и чиновникам. В волостях (6 тыс. жителей мужского пола) и сельских обществах (1500 душ) крестьяне получили самоуправление. Теперь они имели право собираться на сходы и избирать из своего числа тех, кто будет заниматься решением насущных вопросов. В волостное управление избирался волостной голова, а также два заседателя. В сельских обществах выбирали сельского старшину и сотских с десятскими для осуществления правоохранительных функций. Судебные функции на местах осуществляли выборные волостные и сельские суды.
Пользование землей у крестьян оставалось общинным, однако не у всех земельные наделы соответствовали установленным нормам. В связи с этим крестьян наделяли государственной землей из резерва, переселяли из густонаселенных областей в менее освоенные.
Система государственных повинностей была приведена к более упорядоченной форме, а натуральные налоги полностью заменялись денежными. Теперь крестьяне обязаны были платить строго установленный оброк, величина которого зависела от величины земельного надела и доходности хозяйства. Для определения размеров платежей в 19 губерниях проводились работы по учету земель и закрепленных за ними крестьян.
Благодаря реформе, государственных крестьян освободили от некоторых видов повинностей, таких как починка и строительство дорог, поставка продовольствия в армию. Также отменялась практика аренды государственных земель и государственных крестьян.
Благосостояние государственной деревни стремились улучшить путем поднятия качества социально-хозяйственной жизни. Министерством за государственный счет организовывалось строительство сельскохозяйственных школ, где крестьян обучали новым приемам ведения сельского хозяйства. Создавались и специальные фермы для распространения этих приемов среди крестьян. Открывались начальные школы, больницы, ветеринарные лечебницы, строились дороги. На случай неурожая создавались семенные фонды и продовольственные склады.
Результаты проведения реформы
Итоги проведения реформы неоднозначны, хотя нельзя не отметить их довольно демократический характер. Павел Дмитриевич Киселев в своем отчете в 1843 году отметил, что крестьянам, не имевшим земли, государство выделило 500 тыс. десятин земли, а малоземельным было передано 2 млн. десятин. В крупных селах организованы кредитные кассы, где нуждающиеся могли получить на льготных условиях небольшие суммы денег. Такими кассами каждый год выдавалось до 1,5 млн. рублей. Для предотвращения голода в случае отсутствия урожая создано более 3 тыс. продовольственных складов (магазинов).
Наделы крестьян действительно увеличились, а развитие сельскохозяйственных работ пошло в рост. Государство обеспечило крестьян более благоприятными условиями жизни, содействовало улучшению образования в деревне. За всем этим последовало увеличение производительности крестьян.
Наиболее важным нововведением можно считать получение государственными крестьянами права на самоуправление. Новый порядок способствовал повышению инициативности крестьян в ведении общих дел, давал им некоторую свободу, которой так не хватало.
К отрицательным последствиям проведенных мероприятий следует отнести усиление налогового гнета, вызвавшего в 1841-1843 гг. массовые крестьянские волнения. Да, налогообложение приняло более четкие формы, но вместе с тем оно увеличилось, так как следить за выплатами или невыплатами налогов государству стало проще. Такой надзор требовал привлечения большего числа чиновников, что привело к увеличению затрат на аппарат управления крестьянами.
В целом, несомненно, проведенные Николаем I мероприятия были довольно прогрессивны для своего времени. Император не рискнул осуществить более серьезные шаги в решении крестьянской проблемы, однако опыт, накопленный в процессе реформирования государственный деревни, использовался позже Александром II и государственными деятелями при подготовке реформы 1861 года.