Для того чтобы малыш как можно раньше заговорил, он должен видеть и слышать, как это делают другие. Всё очень просто! С ребёнком нужно разговаривать как можно чаще. Говорить можно обо всём на свете: что видит мама, что происходит вокруг, сопровождать свои действия словами. Молодые мамы иногда удивляются, о чём говорить с крохой, которая ничего не понимает. Это большая ошибка молодых родителей, ожидать пока кроха подрастёт, чтобы начать с ним общаться. Молчаливая мама с первых дней жизни лишает ребёнка полноценного развития, если она просто ухаживает за малышом. Любое, самое простое действие можно описать по-разному. Можно просто сказать: «Одеваем носочки». А можно развернуть свою мысль, когда мама говорит: «Сейчас мы оденем Леночке носочки. Давай. Сначала на одну ножку. Ой, красивые носочки, с зайчиками. Теперь на вторую ножку. Чтобы наши ножки не замёрзли. Теперь ножкам тепло». Первые звуки, которые произносит карапуз, чаще всего напоминают агуканье. И эти первичные попытки нужно поощрять. Слова пока не важны. Главное — это интонация, выражение лица, прикосновения. Агуканье вместе с мамой и папой — первый этап на пути освоения языка. Такие совместные «разговоры» позволяют ребёночку полноценно развиваться, радоваться, стремиться ещё больше что-то сказать. Постоянно агукать не стоит. Ребёнок в большей степени должен слышать нормальную человеческую речь. Приятная тональность, выразительная мимика и простые предложения — лучшие помощники родителей, в общении с карапузом. Те слова, которые маленький слышит чаще всего, и войдут в его первичный словарный запас. Очень благоприятно на развитие речи влияют песенки и стишки. Так ребёнок ещё лучше воспринимает звуки и начинает их повторять. Народный фольклор — это неоценимый помощник в развитии и воспитании. Важный элемент — зрительное восприятие. Уже в четыре-пять месяцев можно показывать карапузу картинки и книжки. Животных, птичек, особенно тех, которых он может увидеть в жизни: кошку, собаку, воробышка. Общение всех взрослых членов семьи между собой хороший наглядный пример. Поэтому не нужно «прятать» малыша в детской если, конечно, не пришло время спать. Хорошо влияет на развитие речи мелкая моторика. Ей можно заниматься с самого рождения. Сначала можно просто поглаживать ладошки, разминать каждый пальчик, добавляя к такому массажу потешки и стишки. Затем можно использовать массажный мячик. Когда малыш подрос и стал всё хватать своими ручками, ему нужно предлагать различные безопасные материалы: мягкие, твёрдые, с пупырышками. Всё это стимулирует развитие речи. Внимание обращать нужно не только на речь. Малыш должен развеваться всесторонне. На это большое влияние оказывает общее эмоциональное состояние в семье. Ребёночек не должен видеть скандалов, не должен слышать криков. Взрослые люди всегда могут спокойно договориться между собой. А ребёночек получит надёжный фундамент дальнейшего развития.