В одной из передач о детском здоровье, деткам средней группы в детском саду, задали вопрос: «Что такое раннее развитие?» Варианты были самые разные. Кто-то говорил об умении танцевать, кто-то о плаванье, кто-то о знании букв... Три популярных ответа, как оказалось, дали самую точную формулировку: «Умение говорить, умение ходить и бегать, а главное, не нервничать». Кого волнует вопрос раннего развития, так это ближайших родственников малыша. Хорошо если в семье к этому вопросу относятся ответственно, но не фанатично. Все дети активны и любознательны от природы, и задача взрослых просто направить эту энергию в правильное русло. Дошкольникам сейчас предлагается масса различных развивающих школ, студий, секций и кружков. Ходить во все не получится — придётся что-то выбирать. Выбирая направления, по которым родители желают развивать своё чадо, учитывать нужно желания малыша, а не удовлетворять личные амбиции или приносить собственного ребёнка в жертву модным тенденциям. Маленький человек должен с желанием бежать заниматься тем, что ему предлагают взрослые. Нужно рассматривать вопрос о необходимости знаний, которые характеризуют раннее развитие. Например, мама, научившая семимесячного карапуза пользоваться горшком, может гордиться. Понятен и функционал полученного навыка. Теперь его будут использовать в семье естественным образом, облегчая жизнь всем домочадцам. Большой вопрос, что делать со знаниями, которые родители вкладывают в головы своих детей лишь для того, чтобы как-то выделиться. Выучить с трёхлетним ребёнком всех президентов Америки несложно. При каждодневном повторении он их запомнит довольно быстро. Вопрос в другом. Как использовать эту информацию, и нужно ли? Родители говорят: «Мы хотим чтобы наш Серёжа читал». Серёже три года. На вопрос: «А что вы хотите чтобы он читал?» - ответа у мамы с папой нет. Ответа нет потому, что рано ему читать. Вот если Серёжа сам, играя в кубики с буквами, станет спрашивать где какая букв, не будем же мы от него это скрывать. Что же развивать у детей дошкольного возраста? Какие умения, с точки зрения инстинкта, необходимы ребёнку? Ответ на этот вопрос подсказывает сама природа. 1. Способность различать цвета: «Эта ягода спелая — красная, эта ягода зелёная — неспелая». Полезная информация? Да. 2. Способность различать запахи: «Чувствуешь там пахнет дымом. Туда не ходи!» Нужные навыки? Да. 3. Способность различать форму: «Это листик малины — хороший листик. А это лопух — он сорняк». Малышу в три года можно, но не нужно знать президентов, или в каком году случилась Французская революция. Гораздо полезнее ему познавать мир, то есть развиваться.