Прямо на выезде из Улан-Батора, столицы Монголии, где есть всевозможные блага современной цивилизации, имея относительно небольшую сумму, можно купить коня, стадо баранов, юрту и отправится кочевать. Путешественникам предлагается несколько вариантов перемещения. Можно выбрать экзотический вариант и отправится в путь на верблюде. Не желая расставаться с благами цивилизации, пересекать пространство на автомобиле быстро и комфортно. Разница между путешествием по Европе и Монголии разительная. Вся Европа и европейская часть России чрезвычайно заселена. Нет того простора, который открывается туристу на свободных от застроек горизонтах. Нет напряжения и суеты присущих большим городам. Через несколько километров от города начинается другая Монголия. Для кого-то дикая, для кого-то родная и понятная. Действительно, природная красота и простота быта, одну треть населения страны, не переманила в населённые пункты. Они продолжают жить, как их предки много веков назад, предпочитая кочевнический образ жизни. Не меняется жизнь людей, потому что в этом нет никакой надобности. У скотовода и его семьи всё необходимое имеется. Вглядываясь в этот почти нетронутый мир гармонии природы и человека понимаешь, что здесь нет ничего лишнего: вещей, времени, слов. Всё в жизни скотовода зависит от его стада. Климатические условия, позволяющие заниматься скотоводством, всё же бывают очень суровыми. Тогда без специальных знаний пастухам не обойтись. Скот — это еда, шерсть, деньги на приобретение всего необходимого в хозяйстве, обучение детей. В Монголии очень отчётливо ощущается прикосновение к живой истории. Здесь нет затоптанных развален, но есть места где вершилась история, сплетались и расходились судьбы целых народов. Где когда-то стояли города, гуляет ветер. Проезжая через древнюю столицу Чингисхана Каракорум, можно войти в стены древнего монастыря. Где-то здесь порядка восьмисот лет назад стояло серебряное дерево с пятью головами дракона. Под каждой головой располагалась чаша с молоком, простоквашей, кумысом или архи (молочная водка). Чаши всегда были наполнены. Любой путник мог зачерпнуть из каждой. Вот они зачатки монгольской демократии. Вереница паломников из монастыря заворачивает к памятнику мужского достоинства, который установлен с незапамятных времён. Вразумительного ответа для чего он воздвигнут никто не даёт, однако, это не уменьшает его популярность. Местные утверждают, что это символ силы и плодородия. По статистике, в момент вывода из Монголии советских войск в конце 80-х по-русски здесь говорили 67% населения. Сегодня эта цифра сократилась почти в 10 раз.