Каждый ребенок рождается личностью, с уже сформировавшимися органами чувств. Однако, с первого дня рождения начинается обучение и ежедневное развитие. Так, например, зрение у младенца имеет некое ограничение, так как малыш еще не привык к яркому дневному свету. Если говорить о пространственном восприятии, то в первые дни жизни ребенок не способен концентрировать свое внимание на отдельных предметах. Так как движение глазных яблок еще не имеет четкой координации, можно наблюдать физиологическое косоглазие, которое со временем проходит. Слух также в первый месяц жизни у младенца снижен, однако, если он услышит резкий и громкий звук, то может отреагировать и даже испугаться. Каждый доношенный ребенок на первой недели своей жизни уже способен испытывать различные вкусовые ощущения. Если мама скушала что-то сладкое, то и молоко будет сладкое, на него малыш среагирует положительными эмоциями: облизывание губы, находится в спокойном состоянии. Однако, если молоко горькое, то младенец может расплакаться, нервничать и долго не успокаиваться. Удивительно, но уже в первые дни жизни ребенок способен обонять окружающие его запахи. При раздражении на слизистые оболочки ребенка, он становится сильно нервным и беспокойным. Малыш способен на время отказаться от груди матери, если она пользовалась сильными ароматическими средствами гигиены, лекарством с резким запахом. Относительно хорошо развито осязание. Малыш отлично реагирует на нежные прикосновения к его коже, чувствует прикосновение груди мамы, если он голоден, то моментально срабатывает сосательные движения. Хорошо развиты физиологические рефлексы. Глотательный, сосательный, хватательный, опорный, шаговый, плавательный и многие другие. Однако, необходимо учитывать, что на данном этапе развития все движения имеют рефлекторный характер, нецеленаправленны. У ребенка отсутствует какая-либо взаимосвязь между движениями. Эмоции у младенца выражаются криком, если малыш доношенный, то крик достаточно громкий. При наличии реакции на звук, вы можете убедиться, что ребенок не имеет проблем с органами слуха, значит, в дальнейшем не возникнет трудностей с развитием речи. Для данного возраста характерно, что со временем внешнее раздражение вызывает возбуждение всей коры головного мозга, это приводит ко сну. В результате, малыш спит почти 20 часов в сутки, это также необходимо для надежной охраны незрелой нервной системы от избытка влияния окружающей среды. Если порог раздражения превышен у ребенка, то он среагирует криком, плачем, начнет сильно беспокоиться.