Что же побуждает человека к деятельности? Мотивы. Именно какого-то рода мотивы побуждают человека к каким-либо действиям. Если вы не сдадите сегодня экзамен, вы будете немедленно отчислены с университета. Это мотив? Это мотив. Это побуждает человека приложить усилия, чтобы продолжать обучение.
Это как пример мотива. Мотивы же, которые побуждают человека к активности, могут быть совершенно разные.
В каком-то роде, деньги это тоже мотивирующий фактор. Зная, что за перевыполненный объем работы, человек получит премию к окладу это тоже мотивация. Ведь чем больше объем выполненной работы, тем больше можно заработать. Соответственно, денежная мотивация полностью отсутствует, если на работе, человек получит одинаковую зарплату в независимости от того, сколько он выполнит работы.
Но мотивами человека можно и управлять. Тренер в спорте, директор фирмы, менеджер, учитель в школе, все они, зная потребности своих подопечных и подчиненных, могут мотивировать их. Побуждать к активности, действиям, к достижению какой-либо цели. Директор, в нужный ему момент, когда ему нужно обязательно увидеть какой-то результат, достичь определенной цели, может запросто с помощью мотивации активировать в работниках желание действовать. Для этого у них должен быть мотив.
Например, директор может сказать подчиненному: "Если ты задержишься сегодня, и доделаешь всю работу с документами, то я дам тебе дополнительный выходной в конце недели. И у тебя выходные начнутся уже в пятницу, а не в субботу". Его подчиненный получил мотив, который побуждает его к действию. А как результат, директор получил достижение своей цели, сумев смотивировать сотрудника.
Но мотивация, это не всегда просто создание мотива человеку, путем постановки его перед фактом того, что он получит хорошего для себя, если своими действиями добьется нужного результата, цели. Как пример: тренер спортсмена, например теннисиста. Нужно быть хорошим психологом, чтобы быть профессиональным и успешным тренером. Так как правильно мотивировать своего подопечного, не так просто.
Представим теннисиста перед финалом важного турнира. Теннисист и сам понимает, что его ждет хорошего, если он победит. Он знает, что его ждут большие призовые. Он знает, что он станет победителем турнира. Он знает, что после финала, его ждет какой-никакой, но отдых, и он сможет морально и физически отдохнуть после столь напряженного турнира. Т.е. спортсмен имеет множество мотивов, которые он и сам понимает без тренера.
Но речь идет в этой статье не просто о мотивации и мотивах. Но и об управлении мотивами. Тренер, в определенный момент, может усилить действия некоторых мотивов спортсмена, а действия некоторых мотивов, наоборот ослабить. Т.е. речь идет практически об активации и деактивации в нужный момент, нужных мотивов.