В Транспортных средствах источниками питания выступают аккумуляторная батарея и генератор. Причем работать оба источника обязаны одновременно, потому что, хоть мотор и запускается от АКБ, в процессе работы бортовая сеть начинает потреблять заряд от обоих устройств. Сам генератор в это время попутно подзаряжает батарею. Однако бывают случаи, что аккумулятор все же не получает должного заряда или, наоборот, перезаряжается. Причин для этого масса, но наиболее распространённая – выход из строя реле-регулятора. Это компактное устройство призвано оберегать вашу батарею и поддерживать на должном уровне создаваемое генератором напряжение. Однако если деталь ломается, то это может уничтожить аккумулятор. Аппарат, по сути, точный стабилизатор напряжения, он держит золотую середину и не позволяет напряжению переваливать за допустимую норму или понижаться ниже среднего. Поэтому при появлении первых признаков сбоя АКБ впору обратить внимание именно на реле-регулятор.
Есть три типа:
1. Отдельный. Устанавливается на кузов транспортного средства. Провода идут с генератора на реле, а потом на батарею. 2. Совмещенный со щеточным узлом. Чаще монтируется прямо на корпус самими щетками. 3. Совмещенный с клеммами. Данный тип не вошел в обиход и не используется.
Общее это то, что корпуса литые со щелочным узлом, и не подлежат разбору. Внутри находится застывший герметик, поэтому регуляторы не подлежат ремонту. Да и смысла нет - стоит копейки. Если после ночи ваш двигатель не запускается или на аккумуляторе появились белые потеки, то пришло время убедиться в годности устройства. Проверить его можно двумя способами: — прямо на транспортном средстве и диагностика уже отсоединенного. Разберем оба варианта.
Если вам лень снимать реле, хоть это и занимает считанные секунды, то проверить напряжение регулятора на ТС можно мультиметром. Для этого его нужно использовать в двух режимах – вольтметра и омметра. Итак, ставим тестер в режим вольтметра в предел от 0 до 20 вольт. Подключаем щупы к полюсным контактам АКБ и смотрим напряжение перед запуском мотора. Данные должны быть примерно 12-12,8, хотя все зависит от степени заряда батареи. После запускаем двигатель и проверяем показания, которые должны возрасти где-то на 13 – 13, 8 вольт. Когда никаких изменений не произошло или показания перевалили за допустимую норму, например, 15–16В, значит, реле-регулятор стоит поменять. Однако, чтобы окончательно убедиться все же стоит снять устройство и проверить его вторым способом, так как не всегда неисправность указывает только на реле. Бывают случаи, что «троит» сам генератор.
Переходим к проверке снятого стабилизатора. Расскажем, как проверить совмещенную сему или иначе регулятор современного типа (Я212А, такие устройства встречаются не только на иномарках, но и на современных отечественных авто). Так как это совмещенная система, то снятие нужно обязательно. Для этого на генераторе сзади находим отверстие, куда погружаются щетки. Далее, устраняем болт и достаем щеточный узел. Чистим, так как щетки изготовлены из графита и на них садится графитовая пыль. Затем составляем несложную схему. Все что нужно, это 12-ти вольтовая лампа с патроном, вольтметр, блок питания и пару проводов с клеммами.
К проводу АКБ присоединяем проверяемый стабилизатор, крокодильчиками к его щеткам подсоединяем лампу. После включения схемы в нормальном состоянии, лампа загорается, что вполне нормально. Щетки при спокойном состоянии должны выдавать – 12,7В. Далее, на зарядке увеличиваем напряжение, до 14,5В, как только вы достигнете такого показателя, лампа должна потухнуть. А вот если сократить напряжение лампа вновь засветится. Это свидетельствует о том, что проверяемое устройство годно. Если при накручивании напряжения лампа продолжила свечение, то делаем вывод – значит, реле не в состоянии дать отсечку дальнейшему росту напряжения. Съёмные интегральные аппараты проверяем аналогично.