Пророк Лермонтов
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Пророк Лермонтов

Пророк Лермонтов Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.

В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».

В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.



При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли. Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк».
«Пророк» - одно из последних произведений, символическое прощание поэта
В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания. Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк


С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"


История написания


ЛермонтовСтихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели - 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.

Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году.
Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.

В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.

Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Прообраз Лермонтовского пророка - Иеремия


Прообраз Лермонтовского пророка - ИеремияИсточником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.

С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Признак скорби, потери и неверия


Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.

И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Ключевая идея произведения


Главная мысль - противостояние героя – одиночки враждебному обществу людей. Автор раскрыл суть своего понимания дара пророчества, обосновал собственное трагическое мироощущение. Поэт часто задумывался о жизни и вечности. В стихах он рассуждает о непонимании обществом многих талантливых людей. В подведении жизненного итога (как бы предчувствии его) сквозит сожаление о горьком жребии, о том, что не успел осуществить многого из задуманного.

Два разных пророка


Михаил ЛермонтовВ произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично.

Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.



Особенности поэтического произведения


Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь.
В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.

Воплощённая идея


Пророк поэта посредством творчества пытается донести до людей идеи любви и истины, но натыкается на стену непонимания и равнодушия. Возникает конфликт, раскрывающий противоборство социума и поэта. Желая улучшить бытие, последний становится изгоем, осыпанным камнями. Став изгнанником в пустыне, он не оставляет творчества и находит собеседников в природных «тварях» и явлениях. Главное для него – нести крест и выполнять миссию, несмотря на преграды.

Основы стихосложения


Основы стихосложения ЛермонтоваРазмер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким.

Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.

Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Своеобразие композиции


Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.

Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.

У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Стихи о любви
Фет Стихи о любви
В статье описаны особенности творчества Фета
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Лермонтов Осень
Некрасов Вчерашний день в часу шестом
Пророк Лермонтов
Тургенев Бежин луг
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017