Произведения Некрасова
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Произведения Некрасова

Произведения Некрасова Многие эксперты в области литературы с завидной регулярностью задаются одним и тем же вопросам – какая магия живет в стихотворениях, почему именно этот вид творчества так привлекателен как для великих людей, так и для простых обывателей, читателей и даже школьников? Почему стихи являются обязательной частью образовательной программы, а поэтические вечера происходят и сегодня, когда в мире так много современных технологий, и людям, казалось бы, не до поэзии?

Конечно, ответов на все эти вопросы нет и быть не может, ведь литература – это своеобразная химия, волшебство, здесь творится жизнь и история, а поэты становятся кумирами тысяч. Память о них живет долгие века, в их честь называют улицы, районы и даже целые города. Николай Некрасов не стал исключением – именно он приходит на ум при упоминании истинно русских произведений, именно он воспитывает русский дух и позволяет потомкам помнить свою историю, и именно этот автор запомнился нам на века. Но что же такого особенного в его творчестве, почему люди так пристально обращают внимание на произведения этого поэта и писателя?






• Творчество Некрасова открывает читателю новый, особенный мир со своими образами и взглядами на жизнь.


В дороге


Данное стихотворение Николая Алексеевича, стало настоящим дебютом в воспевании русского народа. Возможно, здесь еще не совсем окрепшие рифмы, автору не хватает опыта, однако, произведение наполнено чистотой и вдохновением, благодаря чему и безмерно прекрасно.


Некрасов— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..


этот стих – отличный жизненный пример того, как человек жалуется на свою судьбу, не зная истории своего собеседника. А когда он эту историю узнает во всех подробностях, на его лице остается лишь удивление, и собственные проблемы отходят на второй план. По сюжету юный поэт едет в повозке, долгая дорога утомляет его, и он просит ямщика разогнать его тоску, рассказать какую-то захватывающую историю. Ямщик, конечно, не растерялся, начал во всех подробностях рассказывать историю своей личной жизни – как его жена, совсем не приспособленная к крестьянской жизни, старается к ней приловчиться, как нелегко ему приходится, какая тяжелая судьба у его семьи, какие люди его окружают и как он стал тем, кем является. Рассказ длится долго, и поэт внимательно слушает, но в конце не выдерживает и прерывает эту утомительную историю – скука уходит. В этом произведении заложено понимание человеческой натуры – мы часто не слышим окружающих нас людей, думая, что у нас все плохо, но на самом деле, стоит только углубиться в жизнь другого человека, приходит справедливое осознание, что, по сути, все равны. И кому-то может быть гораздо сложнее.






Школьник


Некрасов по-настоящему был влюблён в литературу, не писать он просто не мог. Не удивительно, что со временем его произведения расширяли читательский круг. Популярность набирала обороты среди людей прогрессивных взглядов на жизнь, для которых творчество поэта полностью совпадало с их мировоззрением. Стихотворение «Школьник» - одно из тех произведений, вошедших в первый сборник сразу после стихотворения «Поэт и гражданин».


Некрасов— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


Данное стихотворение – диалог автора с простым мальчишкой, который судя по внешнему виду, направляется в школу первый раз. Он еще совсем ничего не знает о дисциплине, его внешний вид оставляет желать лучшего, однако, поэт видит в этом еще ребенке большого человека. Он рассказывает малышу о том, как важно получить образование, ведь в бедной стране, родители, наверняка отдали последние гроши только ради того, чтобы купить ребенку учебники. Автор утверждает, что на свете много хороших людей, которые обязательно помогут мальчишке устроиться в жизни. Очевидно, что и сегодня данное произведение не теряет своей актуальности – оно мотивирует современных школьников получать качественное образование и добиваться поставленных целей, ведь только это является верной дорогой к счастью.

Элегия


Известно, что ключевой темой во всех произведениях Некрасова являлся горячо любимый им народ. Поэт описывал жизнь народа со всех сторон – с хорошей и плохой, показывал как мужество, так и слабости окружающих его людей, и не мог молчать, когда его народ страдал.


НекрасовПускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…


Данное стихотворение – символ поэтической свободы. Именно так поэт может рассказать обо всем, что окружает его. Да, кто-то утверждает, что писать про страдания народа уже нет необходимости, что все уже давно написано и рассказано, однако, поэт убежден, что, пока народ страдает, нужно кричать об этом на весь мир хотя бы для того, чтобы ситуация менялась к лучшему. Поэт приводит образы, которые вызывают прямые ассоциации и живут, как будто произошли на глазах у читателя. Кто знает, возможно, произведения подобного рода и вытянули наших предков из самого худшего, помогли подняться и бороться за свое благополучие?

Николай Некрасов навсегда останется голосом народа, и его стихи откликаются в сердцах и душах каждого, кто открыл его произведения.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Стихи о любви
Фет Стихи о любви
В статье описаны особенности творчества Фета
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Куда съездить из Флоренции на один день?
На чем зарабатывают агентства недвижимости?
Полёт над пустыней кенгуру
Until Dawn
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2020