Многие эксперты в области литературы с завидной регулярностью задаются одним и тем же вопросам – какая магия живет в стихотворениях, почему именно этот вид творчества так привлекателен как для великих людей, так и для простых обывателей, читателей и даже школьников? Почему стихи являются обязательной частью образовательной программы, а поэтические вечера происходят и сегодня, когда в мире так много современных технологий, и людям, казалось бы, не до поэзии?
Конечно, ответов на все эти вопросы нет и быть не может, ведь литература – это своеобразная химия, волшебство, здесь творится жизнь и история, а поэты становятся кумирами тысяч. Память о них живет долгие века, в их честь называют улицы, районы и даже целые города. Николай Некрасов не стал исключением – именно он приходит на ум при упоминании истинно русских произведений, именно он воспитывает русский дух и позволяет потомкам помнить свою историю, и именно этот автор запомнился нам на века. Но что же такого особенного в его творчестве, почему люди так пристально обращают внимание на произведения этого поэта и писателя?
• Творчество Некрасова открывает читателю новый, особенный мир со своими образами и взглядами на жизнь.
В дороге
Данное стихотворение Николая Алексеевича, стало настоящим дебютом в воспевании русского народа. Возможно, здесь еще не совсем окрепшие рифмы, автору не хватает опыта, однако, произведение наполнено чистотой и вдохновением, благодаря чему и безмерно прекрасно.
— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи,- Буду, братец, за все благодарен.
«Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши, А, примерно представить, в атлас; Ела вдоволь и меду и каши. Вид вальяжный имела такой, Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Баит кучер, Иваныч Торопка),- Да, знать, счастья ей бог не судил: Не нужна-ста в дворянстве холопка! Вышла замуж господская дочь, Да и в Питер… А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу… Через месяц приехал зятек — Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк, А потом добрался и до Груши. Знать, она согрубила ему В чем-нибудь али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно,- Воротил он ее на село — Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло — да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Вид такой, понимаешь, суровый… Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтоб ленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Как на барщину шла — становилось Инда5 жалко подчас… да куды!- Не утешишь ее и обновкой: То натерли ей ногу коты6, То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда, А украдкой ревет, как шальная… Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая!
На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку… Инда страх меня, слышь ты, щемит, Что погубит она и сынишку: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барченка, каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает… Да недолго пострела потешит! Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу… А с чего?.. Видит бог, не томил Я ее безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку…»
— Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..
этот стих – отличный жизненный пример того, как человек жалуется на свою судьбу, не зная истории своего собеседника. А когда он эту историю узнает во всех подробностях, на его лице остается лишь удивление, и собственные проблемы отходят на второй план. По сюжету юный поэт едет в повозке, долгая дорога утомляет его, и он просит ямщика разогнать его тоску, рассказать какую-то захватывающую историю. Ямщик, конечно, не растерялся, начал во всех подробностях рассказывать историю своей личной жизни – как его жена, совсем не приспособленная к крестьянской жизни, старается к ней приловчиться, как нелегко ему приходится, какая тяжелая судьба у его семьи, какие люди его окружают и как он стал тем, кем является. Рассказ длится долго, и поэт внимательно слушает, но в конце не выдерживает и прерывает эту утомительную историю – скука уходит. В этом произведении заложено понимание человеческой натуры – мы часто не слышим окружающих нас людей, думая, что у нас все плохо, но на самом деле, стоит только углубиться в жизнь другого человека, приходит справедливое осознание, что, по сути, все равны. И кому-то может быть гораздо сложнее.
Школьник
Некрасов по-настоящему был влюблён в литературу, не писать он просто не мог. Не удивительно, что со временем его произведения расширяли читательский круг. Популярность набирала обороты среди людей прогрессивных взглядов на жизнь, для которых творчество поэта полностью совпадало с их мировоззрением. Стихотворение «Школьник» - одно из тех произведений, вошедших в первый сборник сразу после стихотворения «Поэт и гражданин».
— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай,-
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Данное стихотворение – диалог автора с простым мальчишкой, который судя по внешнему виду, направляется в школу первый раз. Он еще совсем ничего не знает о дисциплине, его внешний вид оставляет желать лучшего, однако, поэт видит в этом еще ребенке большого человека. Он рассказывает малышу о том, как важно получить образование, ведь в бедной стране, родители, наверняка отдали последние гроши только ради того, чтобы купить ребенку учебники. Автор утверждает, что на свете много хороших людей, которые обязательно помогут мальчишке устроиться в жизни. Очевидно, что и сегодня данное произведение не теряет своей актуальности – оно мотивирует современных школьников получать качественное образование и добиваться поставленных целей, ведь только это является верной дорогой к счастью.
Элегия
Известно, что ключевой темой во всех произведениях Некрасова являлся горячо любимый им народ. Поэт описывал жизнь народа со всех сторон – с хорошей и плохой, показывал как мужество, так и слабости окружающих его людей, и не мог молчать, когда его народ страдал.
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он — и не дает ответа…
Данное стихотворение – символ поэтической свободы. Именно так поэт может рассказать обо всем, что окружает его. Да, кто-то утверждает, что писать про страдания народа уже нет необходимости, что все уже давно написано и рассказано, однако, поэт убежден, что, пока народ страдает, нужно кричать об этом на весь мир хотя бы для того, чтобы ситуация менялась к лучшему. Поэт приводит образы, которые вызывают прямые ассоциации и живут, как будто произошли на глазах у читателя. Кто знает, возможно, произведения подобного рода и вытянули наших предков из самого худшего, помогли подняться и бороться за свое благополучие?
Николай Некрасов навсегда останется голосом народа, и его стихи откликаются в сердцах и душах каждого, кто открыл его произведения.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.