Произведения Некрасова
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Произведения Некрасова

Произведения Некрасова Многие эксперты в области литературы с завидной регулярностью задаются одним и тем же вопросам – какая магия живет в стихотворениях, почему именно этот вид творчества так привлекателен как для великих людей, так и для простых обывателей, читателей и даже школьников? Почему стихи являются обязательной частью образовательной программы, а поэтические вечера происходят и сегодня, когда в мире так много современных технологий, и людям, казалось бы, не до поэзии?

Конечно, ответов на все эти вопросы нет и быть не может, ведь литература – это своеобразная химия, волшебство, здесь творится жизнь и история, а поэты становятся кумирами тысяч. Память о них живет долгие века, в их честь называют улицы, районы и даже целые города. Николай Некрасов не стал исключением – именно он приходит на ум при упоминании истинно русских произведений, именно он воспитывает русский дух и позволяет потомкам помнить свою историю, и именно этот автор запомнился нам на века. Но что же такого особенного в его творчестве, почему люди так пристально обращают внимание на произведения этого поэта и писателя?



• Творчество Некрасова открывает читателю новый, особенный мир со своими образами и взглядами на жизнь.


В дороге


Данное стихотворение Николая Алексеевича, стало настоящим дебютом в воспевании русского народа. Возможно, здесь еще не совсем окрепшие рифмы, автору не хватает опыта, однако, произведение наполнено чистотой и вдохновением, благодаря чему и безмерно прекрасно.


Некрасов— Скучно? скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец, за все благодарен.

«Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5 жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты6,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…»

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..


этот стих – отличный жизненный пример того, как человек жалуется на свою судьбу, не зная истории своего собеседника. А когда он эту историю узнает во всех подробностях, на его лице остается лишь удивление, и собственные проблемы отходят на второй план. По сюжету юный поэт едет в повозке, долгая дорога утомляет его, и он просит ямщика разогнать его тоску, рассказать какую-то захватывающую историю. Ямщик, конечно, не растерялся, начал во всех подробностях рассказывать историю своей личной жизни – как его жена, совсем не приспособленная к крестьянской жизни, старается к ней приловчиться, как нелегко ему приходится, какая тяжелая судьба у его семьи, какие люди его окружают и как он стал тем, кем является. Рассказ длится долго, и поэт внимательно слушает, но в конце не выдерживает и прерывает эту утомительную историю – скука уходит. В этом произведении заложено понимание человеческой натуры – мы часто не слышим окружающих нас людей, думая, что у нас все плохо, но на самом деле, стоит только углубиться в жизнь другого человека, приходит справедливое осознание, что, по сути, все равны. И кому-то может быть гораздо сложнее.



Школьник


Некрасов по-настоящему был влюблён в литературу, не писать он просто не мог. Не удивительно, что со временем его произведения расширяли читательский круг. Популярность набирала обороты среди людей прогрессивных взглядов на жизнь, для которых творчество поэта полностью совпадало с их мировоззрением. Стихотворение «Школьник» - одно из тех произведений, вошедших в первый сборник сразу после стихотворения «Поэт и гражданин».


Некрасов— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


Данное стихотворение – диалог автора с простым мальчишкой, который судя по внешнему виду, направляется в школу первый раз. Он еще совсем ничего не знает о дисциплине, его внешний вид оставляет желать лучшего, однако, поэт видит в этом еще ребенке большого человека. Он рассказывает малышу о том, как важно получить образование, ведь в бедной стране, родители, наверняка отдали последние гроши только ради того, чтобы купить ребенку учебники. Автор утверждает, что на свете много хороших людей, которые обязательно помогут мальчишке устроиться в жизни. Очевидно, что и сегодня данное произведение не теряет своей актуальности – оно мотивирует современных школьников получать качественное образование и добиваться поставленных целей, ведь только это является верной дорогой к счастью.

Элегия


Известно, что ключевой темой во всех произведениях Некрасова являлся горячо любимый им народ. Поэт описывал жизнь народа со всех сторон – с хорошей и плохой, показывал как мужество, так и слабости окружающих его людей, и не мог молчать, когда его народ страдал.


НекрасовПускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…


Данное стихотворение – символ поэтической свободы. Именно так поэт может рассказать обо всем, что окружает его. Да, кто-то утверждает, что писать про страдания народа уже нет необходимости, что все уже давно написано и рассказано, однако, поэт убежден, что, пока народ страдает, нужно кричать об этом на весь мир хотя бы для того, чтобы ситуация менялась к лучшему. Поэт приводит образы, которые вызывают прямые ассоциации и живут, как будто произошли на глазах у читателя. Кто знает, возможно, произведения подобного рода и вытянули наших предков из самого худшего, помогли подняться и бороться за свое благополучие?

Николай Некрасов навсегда останется голосом народа, и его стихи откликаются в сердцах и душах каждого, кто открыл его произведения.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Биография Михаила Пришвина
Биография Михаила Пришвина
Михаил Михайлович Пришвин — русский и советский писатель, прозаик и публицист.
Биография Достоевского
Биография Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.
Биография Солженицына
Биография Солженицына
Александр Солженицын - краткая биография писателя. Весь путь от войны и трудовых лагерей, до Нобелевской премии.
Биография Александра Куприна
Биография Александра Куприна
Александр Иванович Куприн (1870–1938 гг.) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание.
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
16 сентября - день рождения Павлова (часть 2)
А равнобедренный ли треугольник?
Я встретил вас Тютчев
Как скрыть подарки любовника от мужа?
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2023