Призвание варягов
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Призвание варягов

Призвание варягов Казалось бы, такая тема, как призвание на Русь варягов, знакома каждому школьнику. Стоит об этом упомянуть, как в памяти сразу же всплывают заученные когда-то слова об отсутствии порядка на обильной и богатой земле, на которое сетовали варягам гонцы славянских племен. Добрые иноземцы согласились и отправили на Русь посольство. Варяг Рюрик прибыл в Новгород, вокняжился, а со временем объединил под сильной рукой разрозненные племена, а его потомки – Рюриковичи – еще много сотен лет правили разрастающейся крепнущей Державой.
Но так ли просто все было на самом деле? Стоит копнуть хоть немного глубже, как вопросов возникает все больше, и даже самые солидные источники не дают на них однозначных ответов.
Призвание варягов можно назвать одной из главных загадок истории Руси. Мы попытаемся приоткрыть завесу над великой тайной и разобраться в деталях эпохального события.

Доваряжская Русь


Что же было до? Какой была та самая обильная земля, в которой не было порядка?
Однозначного ответа не дают даже профессиональные историки. Некоторые называют Русь протогосударством, некоторые – союзом народов. А кто-то и вовсе утверждает, что огромные территории населяли полудикие племена.
Обратимся к источникам. К ним можно отнести:

•   местные летописи;
•   упоминания в исторических документах соседних стран;
•   расчетные документы: таможенные чеки, записки тиунов, документы о сборе дани;
•   фольклор.

Считается, что Русь в те времена своей письменности не имела (хотя и с этим можно поспорить, приводя в качестве аргументов археологические находки, датированные еще 8-9 веком). Зато соседские летописцы нам кое-что оставили. К примеру, в Бертинских анналах содержится упоминание о послах короля руссов, прибывших к франкскому императору Людовику Благочестивому в 839 году. Отношение к титулу в старой Европе было очень серьезным, за неверное его указание можно было поплатиться очень жестоко. Поэтому сложно предположить, что титул «король» - это лишь недосмотр летописца. Кстати, Ольга, правившая на Руси примерно через сотню лет после описываемых событий, называется франками не иначе как «королева Елена» (её имя в крещении). А какие короли могут быть у племен? Примечательно, что польских и чешских правителей, к тому времени уже крестившихся, Бертинские анналы именуют лишь дюками (то есть князьями). Русь
Вторят европейцам и восточные авторы. Они величают правителей Руси царями и даже каганами.
Лишь византийские источники снизошли разве что до слова «архонт» - глава, старейшина. Но в надменных представлениях элиты Второго Рима архонтами были и эмир Египта, и болгарский царь, и хазарский каган, и даже германский кайзер Священной Римской империи. Право на сверхдержаву Византия оставляла за собой, считая остальных не более, чем варварами.

Но истина, как известно, где-то рядом. Понять, какой была Русь до призвания варягов, помогают не только придворные летописцы соседних стран, но и свидетельства путешественников, торговцев, паломников, посетивших земли славян в начале ХI века. Арабские и армянские купцы оставили немало упоминаний о «дымах» и «очагах» - огромных усадьбах, в которых селились целые семьи с челядью и приживалами. Ибн Русте писал о храмах (в дохристианские времена!), а также о торговой инфраструктуре Руси.

Заслуживает внимания еще один источник – летописи скандинавских народов. К примеру, норманны называли Русь Гардарьикой или Гардаром, что дословно переводится с их языка как «страна городов». Не хуторов, не домов-дымов, не племенных поселений, а именно городов. Надо полагать, что воины, покорившие к тому времени Париж, Лондон и еще не один десяток европейских городов, а также не раз бывавшие в мегаполисе тех времен – Царьграде, знали, о чем говорят. Уж город от огороженной усадьбы отличить они бы могли.

В русских летописях, написанных уже после крещения Руси, но когда память о тех временах еще не стерлась, часто встречается слово «земли»: земля кривичей, земля древлян. В том контексте это слово обозначает не просто территорию, населенную определенным народом, но и является синонимом самого слова «народ». А вот ни о каких «племенах» источники не пишут. Если копнуть глубже, становится понятно, что земля древлян, к примеру, это не что иное, как союз племен – принципиально новое для тех времен явление, когда группы людей объединяются не по родовому признаку, а по геополитическим причинам. Слово «земли» летописец употребляет и в отношении германцев, свеев, литвы. Они-то уж точно не были племенами!



Подводя итог, не сложно сделать вывод, что утверждения о племенах несколько преувеличены. Говорить о государственности и большой единой стране с вертикалью власти в первой половине IX века было рано, однако кое-какие зачатки для формирования будущего государства уже имелись. Вот такой была Русь – еще не государство, но уже союз многих народов, на который соседние страны смотрели, как на равного партнера. Пришедшим с севера правителям предстояло собрать эти народы в единую Державу.

Норманнская теория


Если верить школьному учебнику, Рюрик и его братья Синеус и Трувор были скандинавами. Сегодня именно эта версия признана научной.
Согласно этой теории, именно в скандинавские земли отправились послы славянских и финских народов в поисках нового князя, который положил бы конец междоусобицам и безвластию.
Рюрик вокняжился в Новгороде, Трувор – в Изборске, а Синеус в Белоозере. Разумеется, прибыли новые правители на Русь не втроем, а вместе с семьями, челядью, войсками.

Знаменитые антинорманисты


Однако если внимательно вчитаться в текст «Повести временных лет», а также более поздней «Иоакимовской летописи», ни слова о норманнах там найти не удастся. «К варягам», - пишет летописец, пересказывая предание, память о котором в его времена была еще довольно живой. А чтобы стало совсем понятно, Нестор, а за ним и более поздние авторы поясняют: к варягам, к руси. Окончательно развеять сомнения летописец надеялся детальным разъяснением идентификации нескольких народов северной Европы: были, мол, варяги-русь, а были шведы, саксы, норманны, англы, готландцы. Можно было бы предположить, что это названия скандинавских племен, как, к примеру, дреговичи, поляне, уличи – названия славянских. Но ни англы, ни готландцы, ни саксы к скандинавам не относятся. Речь идет об одном объединяющем признаке – территориальном, а вовсе не об этническом.

Это дает основания полагать, что Нестор вовсе не считал варягов скандинавским народом. Если бы этот факт вызывал у него хоть малейшие сомнения, он наверняка оставил бы нам какие-то аргументы.
Но имеем то, что имеем: в первом летописном источнике Руси, коим является «Повесть временных лет», ни о норманнах, ни о викингах, ни о скандинавах при описании такого эпохального события, как призвание варягов, нет ни слова. Варяги-русь и все тут.
Достоверность Иоакимовской летописи некоторые историки подвергают сомнению. Но назвать ее сборником фантастических рассказов нельзя. Что же мы видим там? А ее автор повествует о новгородском князе Гостомысле, завещавшем перед смертью найти сына его сестры Умилы, выданной замуж за одного из западно-славянских вождей – Гоцлава. Этим сыном и был Рюрик. Заслуживают внимания имена его дядьки и родителей, такие привычные славянскому уху.
Варяги Опирался на «Повесть временных лет» и Ломоносов. В его трудах исследователи не находят ни единого упоминания о скандинавском следе.
Лишь после его смерти, в самом конце XVIII века, впервые была опубликована норманнская теория. Причиной, скорее всего, явилось желание отрицания византийского влияния на формирование первого русского государства, но авторов так сильно занесло в попытке оторваться от юга, что они оказались на севере, перемахнув через народы, действительно сыгравшие столь важную роль.
Самым выдающимся среди современных антинорманистов можно назвать Бориса Рыбакова, посвятившего жизнь исследованию мифологии и религии дохристианской Руси, устройству и развитию государственной инфраструктуры, обычаев, эпоса, быта. В своих трудах Рыбаков резко отвергает любую вероятность норманнского происхождения варягов, опровергая любой из немногочисленных контраргументов.

Норманнский след в русском языке


А что если предположить, что Рюрик все же пришел из Норвегии? Недаром в своих исследованиях историки опираются не только на сухие факты летописей, но и на эпос. Народные предания, сказки, поговорки, а также явные иностранные заимствования в языке могут быть красноречивее сотен свитков и фолиантов. Первый резонный вопрос: «Почему иноземцы именовали новое государство Русью, а не Гардаром?» В истории немало свидетельств того, что обычно бывает наоборот. Англы прозвали завоеванную землю Англией – своим словом, а не местным. Те же дела с Данло (Данией), Франкией (Францией), Нормандией. А уж о самоназвании земель обеих Америк во времена Конкисты никто и вовсе не задумывался, новым землям давались привычные европейцам имена Старого Света, разве что с приставкой «Нью» (тоже отнюдь не индейской).

А ведь скандинавам даже выдумывать ничего не пришлось бы. Никакое «Нью» не потребовалось бы. Слово, обозначающее населенные славянами земли, уже было в их языке. Просто чудеса толерантности и демократии! Можно было бы поверить в них, если б не знать, каким кровавым смерчем прошлись дети холодных фьордов почти по всей Европе! Уж чего-чего, а дум о лояльности к покоренным у них точно не было.
Но вопрос о Гардаре не единственный. Принято считать, что какой-то процент русских слов имеет скандинавское происхождение. Проводя аналогию с другими землями, легко можно обнаружить норманнский след в английском и французском. Всего исследователи насчитывают около 10% корней, заимствованных из древнего языка норманнов.
В позапрошлом веке исследователь Срезневский даже провел масштабное исследование и выяснил, что, к примеру, «гридень» - вовсе не норманнизм, подобные слова встречаются в языках славянских народов, никак с норманнами не контактировавших: «грдина» в чешском, «грида» в хорутанском.
Ученый насчитал 10 слов скандинавского происхождения в русском. Не процентов, а слов! Да и то некоторые из них вполне могут быть заимствованы из языков западных славян, торговавших с викингами.



Неужели прибывший на Русь Рюрик, да еще и с семьей, челядью и войском, забыл родной язык настолько быстро, что уже его сын свободно говорил на местном наречии? Нежели его супруга Ефанда не пела маленькому Игорю скандинавских песен? А вот ведь, не пела. Ибо сама, вероятно, их не знала.
Ту же картину наблюдаем и с другой стороны. Почему в скандинавском эпосе нет сказаний о трех братьях, защитивших, укрепивших и сплотивших такую могучую державу, как Киевская Русь? Да и слова «варяги» ни в одной саге нет.

Куда подевались норманнские боги?


Сравнивая пантеон Руси и Скандинавии, можно найти немало аналогий. Дело даже не в богинях и богах, не в параллелях между Перуном и Тором, а в представлениях о триедином мире. Славяне представляли его в виде великого Древа Жизни, ветви которого олицетворяют мир Прави (богов и предков), ствол – мир Яви (людей), а корни – Нави (духов, нечисти). Подобное представление было и у норманнов, только их древо имеет еще и имя – Игдрассиль.

Это сейчас в Норвегии, Финляндии, Швеции и прочих цивилизованных странах церковь отделена от государства. Рюрик Но в древние времена даже князь не делал и шагу без обращения к богам. Вера в помощь высших сил была неотъемлемой. А уж такое важное дело, как военный поход или уж тем более установление власти на новой земле уж никак не обошлись бы без благословения суровых северных богов.
Но почему уже во времена Олега (при живом-то Рюрике!) в Киеве строятся капища Велеса, Рода, Перуна, Сварога, Дажьбога, Стрибога, а не Одина, Бальдра и Тора? Не потому ли, что Рюрик и пришедшие с ним в славянских богов и верили? Ни о какой терпимости к чувствам верующих тогдашний мир еще и не слыхивал.

Династия Рюрика у руля Державы


Основываясь на перечисленных фактах, многие историки склоняются к мнению, что Рюрик и его братья были представителями одного из западных славянских племен. В качестве наиболее достоверных версий приводятся ободриты, жители острова Руян. Примечательно, что одним из их самоназваний было «ререги», такое созвучное со словом «рарог» (сокол, сакральная птица славянских вождей) и именем Рюрик.
Как бы там ни было, новый князь действительно навел порядок. Под его сильной рукой были объединены северные славянские и финно-угорские племена, выстроено несколько городов, налажена меновая торговля с соседями. Стратегическим товаром на Руси в ту пору считалась пушнина, рыба, мясо, ткани из хлопка и льна. При Рюрике мир заговорил о харалужных мечах (перефразированное на русский лад название «каролинговый»), которые начали изготавливать сперва новгородские кузнецы, а затем и их коллеги из других городов. Даже арабы, поразившие к тому времени оружейный мир дамасской сталью, отзывались о них лестно и с радостью выменивали их у руссов на восточные пряности, лошадей и даже золотые дирхемы.

Рюрик стал основателем династии, потомки которой укрепились на престоле на многие века.


Романовы ведут свой род именно от Рюриковичей. Внук Рюрика Святослав положил конец террору неспокойного соседа – Хазарского Каганата, а правнук его известен всему миру как Володимир Креститель. Даже Византии пришлось считаться с крепнущим не по дням, а по часам северным соседом.
На долю Рюриковичей выпадет еще немало испытаний: усмирение печенегов и половцев, нашествие татаро-монголов, войны и военные союзы с соседями. Но сегодня можно уверенно сказать, что призванный в далеком 862 году правитель оправдал надежды племенных союзов славян.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Вице-королевство Рио-де-ЛА-Плата
Вице-королевство Рио-де-ЛА-Плата
Вице-королевство Рио-де-ЛА-Плата и кризис колониальной Испании, 1776—1809 гг.
Причины распада СССР
Причины распада СССР
Причины распада СССР - Внутренние причины
Нравы в СССР
Нравы в СССР
Нравы в СССР
Белоомут после 1917 года
Белоомут после 1917 года
Белоомут после 1917 года
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Современная кровля и ее ключевые компоненты
Бенгальская кошка (домашняя)
Правление Ивана 4
Лечение панкреатита народной медициной
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2023