Описания красот и переменчивости природы с помощью ярких эпитетов и метафор можно встретить в творчестве любого поэта-романтика. Действительно, что может вдохновлять лирика больше, чем стук капель дождя по карнизу, блики солнца на водной глади, распускающиеся весной цветы или заиндевелые ветви деревьев, гнущиеся под порывами сурового зимнего ветра? В творчестве Федора Ивановича Тютчева природа тоже занимала важное место.
Поэзия Тютчева
Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению. Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.
Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика - также важная составляющая наследия поэта.
Каждое стихотворение Тютчева - это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.
Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.
Стих Природа Сфинкс
Природа — Сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.
История стихотворения “Природа - сфинкс” и его ключевые особенности
Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа - сфинкс”.
В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.
Особенности стихотворения:
• форма - катрен; • размер - пятистопный ямб; • стопа двусложная с ударением на втором слоге; • рифма опоясывающая (abba).
Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа - сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.
Образ сфинкса
Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей. С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.
Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс - жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть - мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.
Губительная сила
Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.
Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.
Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.
Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее - осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.
Безразличие природы
Поэт допускает, что нет тех загадок природы, над которыми бьется веками человечество. Природа не “выдумывала” ничего специально для нас, мы - не венец творения, мы важны не более, чем муравей, камень или любое другое ее творение, ей все равно, что мы делаем, как мы живем и умираем, ее не волнует, найдем ли мы ответ на вопрос, что же ждет человека после смерти. Природа существует сама по себе. У нее нет к человеку никаких вопросов, нет никаких ожиданий, она вообще не нуждается в человеке.
Заключение
Если рассматривать лирику Тютчева в целом (а именно такой подход, как уже говорилось, можно считать наиболее правильным), то, с одной стороны, мы видим природу безразличной и отстраненной, с чем поэту тяжело смириться, его стихи пропитаны чувством безысходности и болью. Но, с другой стороны, лишь природа способна исцелить человека. Хоть эта мысль и древняя, как сам мир, в стихотворениях Тютчева она обретает новые краски. Такие противоречия и крайности - это, пожалуй, основа его лирики, поэт будто постоянно мечется между восхищением красотой и величием природы и страхом перед ее силой.
Конечно, большая часть стихотворений, посвященных природе, пропитана восторгом, поэт самозабвенно созерцает ее красоты. Но в поздний период его творчества, к которому и относится “Природа - сфинкс”, все чаще в произведениях появляются нотки трагизма и фатализма. Поэту всегда были свойственны поиски истины, ответа на вопрос о смысле существования, разгадки тайн бытия. Его волновали фундаментальные вопросы мироздания. С течением лет он все четче осознавал неизбежность увядания. Он понимал, что на фоне огромной и вечной Вселенной жизнь человека - ничто. Чем дальше, тем больше его начинала волновать бессмысленность человеческого существования. Он приходит к мысли о том, что жизнь бесполезна, каждый отдельно взятый человек просто существует, у него нет какой-либо особой миссии, он приходит в этот мир просто так, как дерево, насекомое или камень.
В стихотворении природа предстает великой искусительницей, которая сумела обмануть человека, заставив его думать над загадками, которых и вовсе не существует. По мнению Тютчева, человеку остается лишь признать свое поражение и смириться с тем, что природа никогда не покажет ему свое истинное лицо, что он никогда не найдет ответы на свои вопросы. Здесь мы снова натыкаемся на противоречие: природа и загадочна и не имеет загадок одновременно. По крайней мере таких, которые человеку под силу разгадать. Сфинкса поэт больше не видит живым чудовищем, он превратился в безжизненное каменное изваяние.
Однако все же у Тютчева встречаются жизнеутверждающие стихотворения, хоть и реже. В них он призывает жить вопреки тем силам, которые хотят нас погубить. О смерти же он практически не размышляет, для него она - нечто, происходящее мгновенно, он не романтизирует ее, ничего от нее не ждет.
Мастерство Ф. И. Тютчева вызывало восхищение у его современников, вызывает и по сей день. В каждом коротком стихотворении кроется глубокая мысль. Возможно, дипломатическая служба научила его настолько лаконично доносить свои переживания. Едва ли многим удалось бы так искусно подбирать образы, чтобы в одном четверостишье выразить всю боль от осознания бессмысленности жизни и заставить читателя тоже почувствовать ее, задуматься: а стоит ли вообще пытаться разгадать тайны бытия?
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.