Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, на Земле каждые шесть секунд один человек погибает или получает тяжелые увечья в результате дорожно-транспортного происшествия. За год число погибших возрастает до миллиона трехсот тысяч. По масштабам, потери на дорогах сопоставимы с военным временем, и потому, не удивительно, что ВОЗ в 2011 году объявила десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, которое завершится к 2020 году. Удастся ли ВОЗ повлиять на эту ужасную статистику – вопрос; тем временем частные и государственные исследователи по всему миру уже довольно долго готовят для нас лучшее будущее. Каким оно будет? Какие инновационные способы повышения безопасности на дорогах мы увидим к концу этого десятилетия?
Безопасная среда
Первая группа технологических решений долгое время была единственно возможной. В ее рамках шло развитие всего того комплекса мер, который сокращает смертность на дорогах в настоящее время. Во многом это решения законодательного уровня – от правил дорожного движения, которые изучают чуть ли не в начальной школе, до водительских комиссий, экзамена на права и целой плеяды штрафов. Конечно, весь возможный потенциал запретительной политики еще не исчерпан, но с уверенностью можно сказать лишь одно: прорывов на этом фронте не планируется, разве что депутаты какой-нибудь страны законодательно не запретят ездить на транспортных средствах с мотором вообще.
Гораздо более перспективны решения инфраструктурного уровня – сами дороги, которыми мы пользуемся каждый день. Несмотря на то, что в своей эволюции автомобильные шоссе прошли уже немалый путь, работы впереди еще непочатый край. Люди, которые проектировали и строили дороги полвека назад, не учитывали некоторых факторов риска, а об иных еще просто не знали. В итоге у нас сейчас есть целая сеть вполне пригодных для движения трасс, в которых, правда, изначально заложен повышенный риск для пользователей. Что же делать? Оказывается, все не совсем безнадежно. Основываясь на данных статистики по ДТП практически любую дорогу можно значительно улучшить.
Меры для этого применяются простые и дешевые. Среди них, например, разделение встречных потоков специальными барьерами, повышение качества дорожных знаков, внедрение более понятной дорожной разметки и маркировки перекрестков, изменение схем движения, замена покрытия автомобильных дорог, особенно на поворотах для повышения сцепления, улучшение видимости на перекрестках. Применение этих несложных мер в Великобритании привело к впечатляющим результатам: на 62% повысилась безопасность движения по 15 автомобильным дорогам, при этом считавшийся самым опасным 11-километровый участок трассы А4128 стал одним из самых безопасных в стране. Что важно, их легко реализовать во время планового ремонта дороги.
Перечисленные выше способы это, конечно, никакие не новинки. Новинкой, например, является инновационная дорожная разметка, которая может светиться до десяти часов после того, как побывала под солнечными лучами. Или, например, «умное» освещение автомобильных дорог, которое включается только при приближении машины, а для экономии использует автономные ветрогенераторы. При этом ветер поднимают как раз таки сами проезжающие мимо автомобили. Еще есть новейшие покрытия для дорог, на которых при отрицательных температурах поверхности появляются голубые снежинки для предупреждения о плохом сцеплении. Между прочим, пробный участок дороги со всеми этими инновациями начали строить прошлой весной в Голландии и, как надеются его создатели, он станет примером для автострад в других европейских странах.
Очень перспективными выглядит использование психологии и особенностей восприятия пространства человеком при проектировании автомобильных дорог. Построенные по данному методу трассы фактически будут ненавязчиво подсказывать водителю как ему ехать. Серии связанных поворотов с хорошей видимостью будут ограничивать скорость лучше любых дорожных знаков, продуманные зоны для обгона не позволят идти на ненужный риск, а съезды, которые видны заранее и на которые не надо перестраиваться внезапно для других участников движения, уменьшат число столкновений с попутными машинами и ограждениями. Минус такого подхода – он применим только для новых автомобильных дорог, а на постсоветском пространстве его очень сложно применять еще из-за того, что предлагаемые им геометрические элементы входят в противоречие с требованиями в действующих стандартах и правилах, принятых еще в СССР в 1940-1960 годы.
Технологические решения для автомобилей тоже не стоят на месте. С одной стороны, это пассивные системы безопасности, призванные защитить человека в случае аварии и которые включают в себя ремни и подушки безопасности, а также конструктивные решения корпуса автомобиля, аналог усиленного кокпита гоночных болидов. С другой, это активные системы, которые способны предотвратить ДТП: ABS или ESC. К последним можно отнести и целый ряд недавно появившихся систем, которые являются составными частями так называемого умного автомобиля.
Компьютерный алгоритм различает пешеходов даже в темноте, что существенно повышает шанс предотвращения ДТП.
Речь идет о таких технологических решениях как, например, процессоры Visconty от Toshiba. С помощью установленных на корпусе автомобиля миниатюрных камер компьютер отслеживает дорожную обстановку – разметку, дистанцию до соседних транспортных средств, сигналы светофора. Специальный алгоритм даже позволяет различать пешеходов в темноте, что существенно повышает шанс предотвращения ДТП. Вся информация в графическом виде выводится на экран. Кроме того, систему можно использовать для парковки – она может имитировать «вид сверху», создавая изображение, основанное на данных с внешних камер.
Работа процессора от Toshiba
Другие технологии улучшения безопасности автомобиля отслеживают усталость водителя. Например, Attention-Assist от Mercedes-Benz или Driver Alert Control от Volvo. Если человек за рулем начинает засыпать, а это становится понятно по тому, как изменяется его стиль управления машиной, звучит специальный сигнал, а компьютер предлагает незамедлительно остановиться и отдохнуть. Иные приборы, например, детектор, разработанный компанией Autoliv, может определить, пьян водитель или нет. При опьянении, естественно, управление автомобилем будет невозможно. Предполагается, что через несколько лет машины можно будет оснащать таким устройством прямо на заводе, вне зависимости от желания покупателя.