Любой мотор, не важно, бензиновый или дизельный, после капитального ремонта нуждается в обкатке. Важным правилом в этот период является не пытаться «выдавить» из него полную мощность, ведь все трущиеся детали должны приработаться. Нагрузку необходимо увеличивать постепенно, чтобы к концу обкатки эксплуатационная мощность не превышала 70 процентов номинальной. После того как все ремонтные мероприятия закончены, дизельный двигатель нужно завести и дать ему поработать на холостых оборотах, пока он как следует не прогреется. Только убедившись в исправности всех систем, можно начинать обкатку. Важно внимательно следить за данными всех контрольных приборов. Автовладелец должен знать, что двигатель непосредственно после ремонта не должен работать на холостых оборотах дольше десяти минут, если температура в системе охлаждения менее 75 градусов по Цельсию. Каждые 10 моторизированных часов в обязательном порядке следует проверять уровень всех технологических жидкостей и доливать их до уровня. По истечению 30 часов работы силовой агрегат подлежит тщательной проверке и обязан пройти регламентное техническое обслуживание. В него входит следующий перечень работ:
1. замена масла в картере двигателя; 2. очистка предочистителя в воздушном фильтре; 3. слив отстоявшейся жидкости в топливных фильтрах; 4. смазка подшипников водяного насоса и муфты сцепного устройства; 5. проверка натяжки приводных ремней; 6. регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в системе газораспределения; 7. промывка фильтра масляной очистки; 8. подтяжка внешних крепежей узлов дизеля; 9. проверка герметичности воздушной системы.
Главной целью обкатки является притирка деталей поршней и цилиндров. Подшипники, как правило, притираются еще в период стендовых испытаний.
Мотор после капитального ремонта должен обкатываться в 4 этапа. На первом силовой агрегат должен отработать 50 часов, а нагрузка на него не должна превышать 70 процентов от номинальной. Второй этап – это сто часов работы при 80-процентной нагрузки. Третий и четвертый этапы длятся также по сто часов с постепенным ростом нагрузки на двигатель до 95 процентах от номинальной. За десять часов до окончания обкатки нужно выходить на полноценную нагрузку. Для обкатки подойдет любая марка топлива. Главное – это использование требуемого сорта масла.
После окончания второго и четвертого этапов обкатки следует проверять, в каком состоянии находится цилиндропоршневая система. В случае обнаружения «натиров» на трущихся деталях, период обкатки следует увеличить минимум на тридцати часов. Если в ходе ремонтых работ силового агрегата производилась замена цилиндровой втулки, вместе с ней нужно менять и набор поршневых колец. Приработка колец по старой втулке также может негативно отразиться на эксплуатационных характеристиках мотора. Если же замены втулок не было, перед сборкой мотора нужно обработать поверхность наждачной бумагой в продольном направлении вручную. Если это условие не будет выполнено, новые кольца могут прирабатываться очень долго.