Пословица представляет собой краткое повествование, которое имеет элементы поучения. Эти короткие поучительные фразы чаще всего являются народным творчеством, сформировавшимся много веков назад. По сути — это наши корни.
Изучение пословиц — это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.
Объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.
Существует определенный перечень обучающих пословиц. Их необходимо в обязательном порядке рассмотреть и по возможности применить на практике с вашим малышом
Тип «разъясни пословицу»
В данном случае требуется объяснить своему ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Эти действия позволят развить у ребенка мышление, а также научат делать свои собственные выводы. Такие поговорки необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме (на ваш выбор), так и в виде определенных тематических блоков.
Пословицы, имеющие тематику труда:
★ Сделал дело - гуляй смело.
★ Дело мастера боится.
★ Любишь покататься – полюби и саночки возить.
★ Терпение и труд все перетрут.
★ Под лежачий камень вода не течет.
★ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
★ Делу время, а потехе час.
★ Труд человека покормит, а лень его испортит.
★ Скучно всем до вечера, если делать нечего.
★ Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.
Не менее распространены среди родителей и пословицы, связанные с учебой:
★ Если много узнаешь, то сильнее станешь.
★ Миру светит солнце, а человеку познания.
★ В ученье свет, а в не ученье тьма.
★ По одежке встречают, а по уму провожают.
★ Век живи, век учись.
Нравятся современным детям пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.
★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
★ Настоящий друг раскроется в беде.
★ Гуси свиньям не товарищи.
★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.
★ Старый друг лучше новых двух.
Весьма познавательными и полезными будут пословицы, направленные на любовь к чтению:
★ Книга красива не письмом, а умом.
★ С книгами жить и век не тужить.
★ Книга мала, но ума придала.
★ Хорошая книга – самый верный друг.
★ Тот, кто много читает, тот все знает.
★ Если книги каждый день читать, скуку можно вовсе и не знать.
★ Книга создана для ума, как тепленький дождь для всходов.
Тематика пословиц может затрагивать и какие-то предметы (вещи):
★ Не все то золото, что блестит.
★ Снаружи смотрится мило, а внутри все сгнило.
★ Не на внешность, а по делам рассматривай.
★ Дела не в самом названии, а в исходном содержании.
★ Снаружи все красиво, а внутри пусто.
Обучать пословицы могут и манере поведения в определенной ситуации:
★ Слово – это не воробей, вылетит - не поймаешь.
★ Язык мой – это враг мой.
★ Никто никого за язык не тянет.
★ Семеро одного не ждут.
★ Тише едешь, дальше будешь.
★ Поспешишь, людей насмешишь.
★ Сделав зло - на добро не надейся.
★ Если взялся ты за гуж, то не говори, что не дюж.
★ Запрягая прямо, поедешь криво.
★ Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы могут быть связаны и с особенностями характера:
★ Смелость города возьмет.
★ За правильное дело можно стоять смело.
★ Яблоко от яблони недалеко падает.
Выше описаны наиболее распространенные разновидности пословиц. Поговорки могут быть об особенностях природы, погоды, связанные с семейными отношениями и временами года, так и о растительном, животном мире, о денежных средствах, о достоинствах и недостатках человека.
Тип «продолжай пословицу»
Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь. Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления.
Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение — это необязательно серьёзный разговор. В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.
Тип «у кого больше»
В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Тип «придумаем поговорку»
Данный способ позволяет научить ребенка самостоятельно составлять осмысленные поговорки и пословицы. Некоторые из них могут быть похожими на уже существующие выражения, но сформулированы в ином виде.
Потребуется объяснить малышу, что при создании пословицы нужно использовать информацию в максимально сжатом виде. Именно поэтому высказывание обязано быть кратким, не иметь лишних слов-паразитов, без которых в тексте смысл не поменяется. Если сказать иными словами, то требуется создать поговорку нового плана, сохраняя прежнюю форму старой.
Если рассмотреть поговорки наиболее подробно, можно заметить, что в некоторых из них присутствуют слова «таков - каков», «как – так» и многие другие, созвучно сочетающееся между собой. К примеру, наиболее распространенные поговорки с созвучными фразами:
★ Кто по нраву крут, тот никому не друг.
★ Кто по понедельникам бездельник, тот и во вторник не работает.
★ Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.
★ Как руки одежду сшили, так плечи ее и сносили.
★ Кто не работает, тот не ошибается.
★ Кто по весне не лежит, тот весь год будет сыт.
★ Кто есть везде, того нет нигде.
★ Какой отец, таков и сын.
Такие особенности можно взять за основу при создании новых поговорок. Игра, созданная таким образом, понравится каждому малышу. Игровой процесс позволит развить мышление и логику у ребенка – эти познания пригодятся ему в дальнейшей жизни.
При обучении ребенка различным пословицам, необходимо тщательно рассказывать смысл того или иного высказывания. Требуется сделать все возможное, чтобы малыш уловил суть поговорки, а не заучил ее наизусть. Это позволит правильно развить малыша. Ему будет намного проще в дальнейшем, если смысл многих жизненных вещей будет понятен еще в самом нежном возрасте. Правильное поведение позволит привлечь внимание сверстников, у него появится много друзей, ведь все же интересней общаться с человеком, который способен правильно изъяснить свои мысли.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.