Метки: жилых, художественное, дисциплина, должном, домов
Автор статьи: beensem
Правильное использование средств ландшафтной архитектуры объединяет комплексы типовых домов в художественное целое и придает им в каждом случае неповторимые черты. Хороший, всесторонне продуманный проект — основное условие этого. Но нельзя забывать, что создание такого проекта и его точное воспроизведение в натуре — только начало. Будучи создан, архитектурный ансамбль начинает жить вместе с людьми, его населяющими. Если в процессе эксплуатации не проявляется забота о поддержании всех его элементов на должном уровне, он начинает ветшать, его художественные качества приходят в упадок, целостность композиции нарушается, возникает своего рода «уцененная» архитектура.
Во многих новых районах посеянные при сдаче домов газоны в процессе эксплуатации вытаптываются или гибнут из-за отсутствия ухода. Снижают эстетический уровень застройки самодельные ограждения из подручных материалов, в изобилии окаймляющие клумбы, палисадники и площадки во дворах жилых домов. Широко практикуется озеленение силами населения, осуществляемое без учета проекта, что приводит к серьезному нарушению целостности композиции ансамбля. В результате такой самодеятельности многие дворы жилых групп либо хаотически засажены деревьями и кустарниками без всякого плана, либо производят впечатление больших пустырей, окаймленных палисадниками, разбитыми у стен жилых домов. Часто население протаптывает в саду множество тропинок, портящих газоны.
Конечно, с самодеятельностью, нарушающей художественную цельность жилой застройки, должны бороться районные и городские архитекторы и архитектурная общественность. Нужна градостроительная дисциплина. Плоды такой строгой градостроительной и художественной дисциплины отчетливо заметны в столицах Прибалтийских республик, чем они выгодно отличаются от Москвы, где эта дисциплина находится пока еще на низком уровне.
Укрепляя дисциплину эксплуатации жилого комплекса, нельзя забывать о том, что инициатива жильцов также содействует благоустройству территории дворов. Вряд ли правильно пытаться с помощью запретов уничтожить следы жизненного процесса в доме. Этим процессом нужно научиться управлять.
Самодеятельность жильцов следовало бы направить по пути, заранее продуманному архитектором и художником. По-видимому, формы этой самодеятельности должны быть динамичными и сменными, отражающими сменность жильцов, изменение их образа жизни и вкусов. В конечном счете внешний облик жилого района не бывает и не должен быть статичным. Но периодически изменяться он должен так, как меняется облик леса со сменой времен года, оставаясь всегда прекрасным.
Для того чтобы создать такой динамичный облик жилого района и на долгое время обеспечить его художественную полноценность, необходимо соблюдение двух условий.
Планомерность и комплексность застройки — первое условие, обеспечивающее полноценность градостроительного эффекта; второе — дисциплина и гибкость эксплуатации, являющиеся гарантией длительности действия и сохранности художественного уровня, заложенного в проект.