Первый ландыш Фет
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Первый ландыш Фет

Первый ландыш Фет «Смело можно сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет», - писал когда-то Некрасов о гениальном лирике, оставившем значительный след в русском искусстве.

Афанасий Афанасьевич Фет – личность довольно загадочная, непростая для понимания. Его жизненный путь ни в коем образе нельзя назвать ровным, заурядным или посредственным, равно как и творчество. Тайны, окутавшие Фета как человека и поэта, уходят корнями в самое зарождение, которое вызывало массу вопросов и у искусствоведов, и у простых любителей поэзии. Самое удивительное, что даже перед Афанасием Афанасьевичем были открыты далеко не все двери в прошлое, связанное с происхождением фамилии, дарованной ему при появлении на свет.

Особенности жизни Афанасия Афанасиевича Фета


ФетАвтор большого числа гениальных поэтических творений родился в 1820 году. Считается, что мать лирика, известная как Беккер Каролина-Шарлотта, будучи замужем за Карлом Фетом и имея положение беременной женщины, сбежала из Германии с потомственным дворянином Шеншиным, оставив не только прежнюю жизнь, но и прежнее имя. Она стала Елизаветой Петровной Шеншиной, родив и воспитав великого поэта.

Многое из семейной истории Афанасия Афанасьевича остаётся неясным. Существуют неопровержимые факты, касающиеся его сложной биографии. Будучи четырнадцатилетним подростком, в связи с раскрывшейся тайной о незаконном рождении, он лишился дворянского титула, наследства, фамилии. Все это, разумеется, не могло не сказаться на жизненном пути великого человека, на становлении его как поэта, как творческой личности, которую до сих пор сравнивают с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Быть может, не случись когда-то личной трагедии, не пошатнись душевное равновесие будущего лирика, мир никогда бы не узнал одного из ярчайших представителей так называемого «чистого искусства». Что касается фамилии, благодаря благосклонности бывшего мужа Каролины-Шарлотты, Афанасий получил фамилию «Фет». Он до самой смерти ее презирал, всеми силами отстаивая право называть себя русским дворянином Шеншиным.

С чего начались первые шаги Фета в поэзию?


Творчество ФетаС поступления в Московский университет на словесное отделение факультета философии, судьба свела автора с Аполлоном Григорьевым. Он сумел разглядеть в простом студенте величайший талант. Не без поддержки Григорьева вышел первый сборник Фета «Лирический пантеон», попавший во внимание таких мастеров как Белинский и Гоголь, довольно одобрительно отозвавшихся о творчестве юного поэта. Разумеется, для начинающего автора высокая оценка авторитетных личностей стала немалым стимулом для дальнейшей работы и поиска своего места в мире поэзии. К тому же, в 1842 году стихи Фета были опубликованы в целом ряде известных журналов, среди которых можно выделить «Москвитянин» и «Отечественные записки», что укрепило в набиравшем известность лирике веру в себя.

Однако радость и восторг от успехов на поприще литературы не сумели излечить оскорблённую душу молодого поэта. Он по-прежнему болезненно относился к своему положению «иностранца Фета», мечтая вернуть прежнее российское гражданство и дворянскую родословную.

Прославиться в качестве поэта было для него, как он утверждал – второстепенно. Именно поэтому, окончив учёбу в университете, Фет решительно идёт на военную службу, которой посвящает долгие восемь лет жизни. Данный период обозначился как время внутреннего опустошения, непонимания. Стечением времени интерес и тяга к поэзии угасают, наступает трудное финансовое положение, происходит трагическая смерть возлюбленной. Мысли всё мрачнее, интереса к жизни всё меньше. В таком морально тяжёлом состоянии Фет узнаёт, что для получения звания офицерского чина ему недостаёт выслуги и уровня армейского звания, согласно новому указу, что вводит обнадёженного поэта в крайнее отчаяние.

Однако судьба вновь улыбается Фету и в 1853 году он знакомится с Гончаровым, Тургеневым и, что самое важное, - с Некрасовым, занявшим место редактора прославленного журнала «Современник». Вокруг него находилась вся элита российской литературной среды, под влиянием которой Фет возвратился к творческой деятельности, публикуя второй долгожданный сборник стихов. Он, как и первый, принес массу восторженных отзывов, уважение, почёт.

Среди тех, кто дал лирику высокие оценки, были Боткин и Дружинин – это влиятельные критики девятнадцатого века. Некрасов всерьёз заинтересовался подающим значительные надежды поэтом.

Стихи из сборника вновь расходятся по популярным журналам, о Фете говорят многие. Говорят люди разное. Чернышевский высказывает мнение, что новоиспечённый лирик пишет пустяки, Добролюбов считает, что Фет обладает даром, но ценности его творения не имеют, следовательно, не несут особого значения. Некрасов же восхищался поэтом, выйдя при этом на первый план. Поэзия Некрасова, обладающая практической стороной, пришлась более по душе российскому светскому обществу, нежели поэзия «чистого искусства» Фета.

На поэта, человека тонкой души, происходящее вокруг оказало дикое давление, но, тем не менее, он выпускает третий сборник. Он уходит со службы, понимая, что бессмысленно надеяться на реализацию задуманных планов по возвращению дворянского титула, женится, однако женится не по любви и принимает решение посвятить себя помещичьему делу, осев в своём имении в Степановке.

Трудно сказать, правильно ли поступил Фет или не правильно. При всём овладевающим им равнодушии он с увлечением отдался новым обязанностям, новому жизненному укладу. Верный друг лирика - Аполлон Григорьев - высказывал опасения за жизнь Фета, боясь, что тот способен совершить самоубийство в связи с потерей жизненных ориентиров и утратой страсти к тому, в чём был настоящим профессионалом.

Так или иначе, упорная цель всей жизни Афанасия Афанасьевича была достигнута. В 1873 году ему вернули дворянское звание, и человек, известный как поэт, чьё творчество пронизано лиризмом, нежностью и неуловимым трепетом, без сомнений расстаётся с прославленной фамилией, становясь дворянином Шеншиным.

Сказать, что Фет был человеком неоднозначным – это ничего не сказать. К сожалению, как часто случается с великими людьми, непризнанными при жизни, он покинул земной мир, так и не узнав, насколько было велико его творчество, какой вклад оно окажет на развитие русской литературы спустя какое-то время.

великий поэтФета осуждали за то, что он писал о любви, о чувствах, о природе, никоим образом не стремился коснуться в поэзии политики и социальной жизни общества, не стремился стать обличителем, моралистом, нести правду. Впоследствии именно это стало бриллиантом работ лирика. Именно в этом заключалась ценность его творчества. После трёх лет со смерти Фета символисты ставят его в ряд с лучшими поэтами за всю историю России. Бальмонт выразился о нём и о Тютчеве как о поэтах, «царящими над современной литературной молодежью». Брюсов признавался, что знал стихи Фета наизусть, поэт являлся в его глазах неким божеством, сумевшим превзойти самого Лермонтова.

Е. В. Ермилова пишет: «Характерно, что в последнее время с общим возросшим интересом к поэзии Фета в работах о нём подчёркивается именно «ясный и мужественный взгляд на мир», «точность наблюдений, реалистичность воспроизведения духовного мира человека», «трагическая доминанта» его творчества, преображение трагедии, страдания – в красоту и радость, «в жажду бытия». Именно так воспринимается сегодня творчество Фета.

Этот поэт занимает в русской поэзии особое место. С одной стороны он продолжатель Жуковского и Тютчева, а с другой – один из предшественников таких поэтов, как Блок.

Особенности творчества Фета


Его стихи пронизаны изяществом, образностью, богаты на метафоры, олицетворения. Так наделение неодушевлённого предмета качествами живой души автор использует в необычайно светлом стихотворении «Первый ландыш», написанное лириком весной 1854 года, которому стоит уделить особое внимание.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем — неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.


Первый ландышОсобенно интересна композиция данного стиха. Начинает автор с описания ландыша и весеннего пробуждения природы, а заканчивает сравнением благоухающего цветка с юной, расцветающей девушкой. Стихотворение наделено эпитетами: «душистой», «солнечных», «пленителен», «робкий», «воспламеняющий», точно передающими трепет лирического героя перед чистым, нежным образом весны и всего того, что она собою несёт.

Во втором четверостишии он восхищается солнечным лучом, восклицания «как», «какие», - все это обостряет эмоциональный накал. Кульминацией служат слова: «Как ты пленителен, подарок воспламеняющей весны!» В этом предложении заключены надежды лирического героя на чистую страницу не только в природе, но и в собственной жизни, в сердце. Он с волнением в груди предчувствует тихие шаги счастья.

Что касается сравнения ландыша с невинной душой, то наиболее ярко это подчёркивается словами «девственный», «дева». Только-только появившийся из-под снега на свет цветок, источающий благоухание, так же чист, светел и робок, как юная беззащитная девушка, с нежностью и любовью глядящая на мир.

Трогательность и невинность подчёркиваются словами «первый», «робкий», «молодой». Жизнь цветущего ландыша столь же быстротечна, мгновенна, как и сама юность. Она подобна вспышке, лишь единожды имеющей возможность к яркому, искрящему сиянию. Фет призывает в полной мере ощутить этот свет, ведь надежда способна бесследно раствориться в тумане, а юность пройти мимо, оставив после себя лишь разочарование и выгрызающую изнутри боль о том, чего не воротить, не переписать. «Избыток жизни молодой» легко может растратиться впустую.

первый ландышУдивителен тип стихотворения – это четырёхстопный ямб. Он свойственен произведениям Фета, так как наиболее полно передаёт затрагиваемые в поэзии лирика тему жизнелюбия, светлых, лёгких чувств, неразделённости чудесной природы и человека.

«Первый ландыш» - это короткая история о чудесном, неповторимом мгновении. Слова поэта обращены вовсе не к разуму, а к сердцу. Именно эту тонкую материю стремился коснуться Фет, которого неспроста называли певцом потрясающего, необъяснимого мира природы. Однако и скромным поэтом ощущений его назвать несправедливо, так как строки, кажущиеся на первый взгляд простыми, пронизаны тайнами бытия и глубокими философскими рассуждениями.

При всех жизненных обстоятельствах поэзия была для Фета главным делом жизни – об этом говорят именно его стихи, которым он отдал всю свою нежность, любовь, вдохновение, впечатления, гибкость ума, способность увидеть нечто в тех вещах, которые мы привыкли считать обыденными.

В 1889 году Страхов написал о Фете такие слова: «Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…». С этими словами весьма сложно поспорить.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Биография Михаила Пришвина
Биография Михаила Пришвина
Михаил Михайлович Пришвин — русский и советский писатель, прозаик и публицист.
Биография Достоевского
Биография Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.
Биография Солженицына
Биография Солженицына
Александр Солженицын - краткая биография писателя. Весь путь от войны и трудовых лагерей, до Нобелевской премии.
Биография Александра Куприна
Биография Александра Куприна
Александр Иванович Куприн (1870–1938 гг.) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание.
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Разрыв отношений меняет наше тело
Почему клан не может управлять эффективно?
Свадьба без торжества - ЗА и ПРОТИВ
Украшаем гостиную
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2023