Первая симфония, в составе из четырех частей, была написана Чайковским в шестидесятых годах восемнадцатого века. Симфония передаёт человеческие размышления и лирические чувства. Также в произведении затрагиваются живописные образы природы, ведь важную роль в создании симфонии сыграло путешествие композитора по Ладожскому озеру. Первая часть, носящая название «Грезы на зимней дороге», как обычно, представлена в виде сонатного "Аллегро". Главная партия в тональности G-moll представлена в двух темах, которые непрерывно развиваются и в итоге приходят к яркой кульминации. В первой солируют фагот и кларнет на фоне тремоло струнных инструментов. Песенные мотивы вводят слушателя в лирическое настроение и красивейшие русский пейзажи зимой. Вторая тема немного контрастирует с первой, так как описывает образы метели, вихря и стужи. Неожиданно резко на смену главной партии приходит побочная, вновь вводящая в лирическое настроение и представляющая собой русскую народную мелодию, по ладовой переменности и интонациям напоминающую широкие напевы. Разработка, носящая героический характер, весьма напряжена. В репризе на смену напряжению не приходит успокоение. Драматично характерная кода, звучащая после побочной партии, под конец обретает спокойствие и умиротворенность, напряжение уходит. Вторая часть носит называется "Угрюмым краем", она достаточно в медленном темпе. К слову, именно эта часть и появилась благодаря живописному виду Ладожского водохранилища. Главная тема, исполняемая фаготом, полна широкими и раздольными напевами русских мотивов. Однако, музыка, развиваясь, обретает всё более напряженный характер, в результате чего в завершение звучит трагичная тема, исполняемая валторной. Второй раздел – третья и четвёртая части, в отличие от предыдущих, они безымянные, но их содержание и смысл не отличаются от всей симфонии. Третья часть – скерцо – представляет собой грациозный и изящный вальс, таким образом, ярко контрастируя с первым разделом симфонии. К слову, Чайковский первый русские композитор, который добавил вальс в симфонию. Да и вообще, этот красивый танец играл очень важную роль в творчестве русских композиторов. Но тонкая изящная атмосфера постепенно превращается все в более напряженную, а кода в минорной тональности звучит прискорбно. Четвертая часть – финал – начинается в таком же мрачном и прискорбном состоянии, в котором закончилась третья часть. Вступление основано на русской народной песне «Цвели цветики». Но, несмотря на это, главная партия всё же звучит в танцевальном характере, весело, и довольно жизнерадостно. А побочная основана на тех же «Цветиках», что и вступление, и звучит как плясовая. Сама симфония завершается торжественной праздничной кодой.