Медленная часть симфонии представляет собой лирическую картину, взятую из природы, которая проникнута светлым и безмятежным спокойствием. Эта поэтичная музыка рождает в воображении изображение о русских равнинных просторах, красоте родного края. Анданте написано в трёхчастной форме, спокойные крайние части обрамляют более тяжеловесную и эмоционально-драматическую среднюю часть, которая написана также в трёхчастной форме. Так образуется в целом симметричная концентрическая композиция, которую можно изобразить с помощью схем. В медленной части симфонии проявилась изобретательность композитора, его особенные технические способности. Замечательно подобран колорит первого раздела, который создаёт атмосферу вольного воздуха и широкого пространства необъятной родины. Анданте, подобно первой части симфонии, наполнено яркими певучими мелодиями, которых здесь несколько. Все они принадлежат к определённому типу композиций, которые получают начало в исходном верхнем звуке – источнике последующего нисходящего мелодического движения. Но, несмотря на все черты их обобщенности, каждая имеет свою индивидуальную и неповторимую красоту. Пластичная, светло окрашенная первая тема, звучит у альтов с пастушьим рожком, развивается широко и неторопливо. Тема образует спокойное, даже несколько статичное обрамление медленной части. Этой теме композитор придавал большое значение, на ней основан торжественный апофеоз в коде. Данная тема была любимой у композитора, он часто напевал её, будучи как дома, так и в училище. Вторая и третья темы появляются в средней части. Вторая тема носит грустную и пассивную окраску. Меланхолический рисунок отлично сочетается с тембром гобоя. Эти приёмы придают ей несколько свирельный характер. Третья тема служит её продолжением, она более насыщенная, волевая, исполняется скрипками. Третья тема развивается более напряжённо. Она постепенно приводит музыку к заключительной кульминации. Когда музыка возвращается к первоначальной теме, то с помощью композиторских приёмов изложения и развития, она получила новое выражение во второй. Композитор неоднократно использует выразительные контрапункты. Музыка связана с разнообразными образами природы, красивыми полями, лугами. Она наполнена воспоминаниями композитора о родном крае. В эту музыку композитор вложил всю свою душу, чтобы передать слушателям своё настроение и показать эмоции. Усилия его не были напрасными, в итоге получилось классическое произведение, которое до сих пор пользуется популярностью у музыкантов и приятно слушателям.