Критика — это настоящее искусство. Донести мысль в полном объёме, при этом не обидеть и не оскорбить личных чувств критикуемого, вот настоящая цель критики. Помочь разобраться при помощи анализа, а не «разбора полётов». Улучшить план, схему, расчет, а не зайти в тупик с чувством обид и непонимания. Обычно, замечание воспринимается, как несправедливое и неоправданное обвинение. Может привести к разрушению отношений как в рабочей среде, так и в личной жизни. Чтобы резкая оценка не привела к затянувшимся конфликтам, выражать претензии и пожелания нужно спокойно и правильно. Прежде всего, выражая своё недовольство, необходимо непросто указать на ошибки, а на методы их устранения, и недопущения в дальнейшем. Конструктивно подсказать, или совместно найти, выход из непростой ситуации. Большое значение имеет формулировка фразы. Сказав: «Ты сделал всё неправильно, и завалил наше дело», значит полностью перечеркнуть время и затраты на проделанную работу. Намного проще согласиться с упрёком: «Я удивлён, что ты не справился с нашим делом». Не стоит обобщать и вспоминать все прошлые промахи. Выражение: «Ты никогда не можешь сам разобрать задание», указывает на постоянную некомпетентность, и больно бьёт по самолюбию критикуемого. Лучше говорить о конкретном обстоятельстве: «Сегодня ты не справился с заданием». Большой ошибкой в критике является постоянная сравнительная характеристика с другими: «Николай Петрович быстрее выполняет расчёты», «Серёжа запоминает стих поле трёхкратного прочтения». Есть целый ряд рекомендаций, которые помогут реже прибегать к критике. Начинать разговор нужно с приятной новости или похвалы. Это позволяет обе стороны настроиться на открытый диалог. Сам разговор лучше начать с вопроса. Нужно уточнить, что удалось в выполнении задания, а с чем возникли трудности. Оперируя фактами, и детально разбирая ситуацию, следует указать на вопросы, нуждающиеся в доработке. Не стоит переходить на личности, и тем более на крик. Раздражительный тон и гневная интонация любые корректные фразы делает агрессивными. Чрезмерная эмоциональность только подчеркивает бессилие перед сложившимися обстоятельствами. Невзирая на возможное недовольство, постараться выразить уверенность в том, что взаимодоверие и убеждённость, в правильности выбранного пути, приведут к желаемому результату. Можно разобрать простой пример с опозданием. Вопрос: «Почему вы опоздали?» поставит оправдывающегося в оборонительную позицию, вынуждающую доказывать свою невиновность. Фраза: «Важно чтобы вы не опаздывали, так как ваше мнение важно в решении многих вопросов» не только указывает на промах с опозданием, но и подчёркивает важность присутствия с самого начала мероприятия. Плохая идея критиковать, обсуждать недочёты и промахи публично. Это лучше делать один на один. Для ранимого человека или ребёнка, публичная критика может стать моральной травмой. Критике подвержены все. Но, это не поле для поднятия личной самооценки за счёт подчинённых или более слабых.