Замечено, что опричнина, которая длилась всего семь лет, в период длительного царствования Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным, остаётся лакомым куском для историков и всех, кто с интересом изучает российский царизм.
Исторические гурманы, получают небывалое удовольствие разбирая этот период. В любом случае — это государственное свершение, ставшее серьёзной вехой в Российской истории.
Возникновение опричнины было очень драматически обставлено. Это один из самых известных и спорных исторических моментов нашей истории.
Первые предпосылки
3 декабря 1564 года, царь, картинно простившись с церковными иерархами и представителями боярской думы, выехал из Москвы. Его поезд, с большим количеством подвод (несколько десятков) и хорошей охраной, увозил казну, самые ценные иконы. Причём люди, которые расставались с самодержцем не знали куда он едет.
Сначала царь поехал в Коломенской, затем в Троицкий монастырь. После этого уехал в Александрову слободу. Место неслучайное. Построенная при Василии III в 1514 году, она представляла собой крепость. С трёх сторон она окружена непроходимым лесом, где вдобавок ко всему, были ямы-ловушки, а четвёртая сторона — это крутой берег.
Оттуда боярская дума получила противоречивые известия. Царь сообщал, что он отрекается от царства и в то же время налагает опалу.
В это же время в Москве появились представители Ивана IV, которые убеждали простых москвичей, что царь опалился не на них, а на бояр. Народ волновался, и 5 января 1565 года бояре и церковная иерархия пришли к Грозному на поклон, чтобы он вернулся на царство.
Ответ был жёстким. Монарх готов был вернуться только с условием, что воля государя стоит над всем, включая закон.
Великокняжеский режим превращается в самодержавный!
15 февраля 1565 года Иван Васильевич вернулся из Александровской слободы в Москву и объявил о введении опричнины. Она возникла из ничего, толкнула общество вперёд, и рассосалась. Но этот чрезвычайный момент оставил большой след.
Государевы планы:
☛ Окончательная централизация страны.
☛ Самодержавие.
☛ Ликвидация уделов.
☛ Искоренение боярского самовластия и несогласия с царём.
После примирения начались реформы, направленные на централизацию. Трудности состояли в том, что новшества не только не решали старые проблемы, но и порождали новые.
Ситуация складывалась таким образом, что, с одной стороны, был Иван IV, а с другой — представители трёхсот княжеских фамилий Рюриковичей — это Ярославские, Суздальские, Стародубские князья. Дальнейшая централизация единодержавная могла идти двумя путями.
Либо нужно было опереться на дворянство, и дать ему права. Либо нужно было создать новый орган и поставить его над существующей системой — орган вне институциональный. Потому что все институты на Руси, на тот момент, включая церковь, защищали княжебоярский комбайн.
Иван Васильевич оказался гениальным социальным проектировщиком! Он заложил Русское самодержавие, став первым единовластным правителем на Руси. Правда, это не устраивало примерно три сотни кланов Рюриковичей, которые хотели олигархического самодержавия. Некоторые князья противостояли — это были 256 фамилий.
Опричнина
По сути, опричнина — это конфискация, можно сказать, национализация имущества и земель.
Опричь — значит кроме. Отсюда слово кромешники — обособленная власть.
Есть и другие значения слова опричнина:
✔ Так называлась вдовья доля. Например, если убили бездетного боярина, то 3/5 забирает себе государь, а 2/5 остаётся вдове.
✔ Это самое вкусное блюдо, которое хозяин оставлял для избранных гостей, и подавалось оно после ухода основной массы гостей, когда оставались самые близкие.
✔ Так называли крестьян, одной социальной категории, записавшиеся вместе в монастырь.
В опричнину отошли:
✔ Земли, которые граничили на западе с Речью Посполитой и Лионским орденом.
✔ Центральное Поволжье.
✔ Пограничные районы.
✔ Ряд центральных уездов.
Страна, как бы разделилась на две части: Опричнина и Земщина. Все земли, которые не отошли в опричнину оставались в Земщине.
Опричнина имела:
✔ Столицу в Александровской слободе
✔ Государев удел.
✔ Своё войско.
✔ Свою думу.
✔ Свою казну.
✔ Свои приказы.
Земщина имела:
✔ Столицу Москву.
✔ Войско.
✔ Казну.
✔ Боярскую думу.
✔ Приказную систему.
Но царь оставался самодержцем для двух составляющих — суд и международные отношения.
Иван Грозный собрал войско, которое осуществляло карательную функцию — это были опричники. Военный корпус состоял из представителей всех эшелонов знати. Царь туда отбирал людей сам. Все войны, которые вступали в опричный орден, должны были отказаться от своих родных, «ни есть, ни пить» с ними за одним столом.
Войны давали присягу царю и полностью посвящали себя служению государю. У них был символ преданности — собачья голова. И второй символ — метла, которая готова была выметать из России всякую нечисть. Первый отряд насчитывал 1 тыс., после войско разрослось до 6 тыс. человек. Не удивительно, что мчавшиеся на конях, в строгих и добротных одеждах, хорошо вооружённые, с устрашающими элементами экипировки войны вызывали ужас.
Начались казни — удар по старому боярству. По сути, шёл самый настоящий террор. Главный террор — это земельный террор. Переселяя боярина из одного места в другое, допустим, из Суздаля в Курск, его лишают поддержки детей боярских, разрывая физическую связь между ними.
Более чем у ста княжеских семей были конфискованы земли, а самих людей против их воли выселяли в Казань. Малейший протест пресекался очень просто — казнь, смерть.
Люди всех сословий метались в сложившейся ситуации, но не всегда находили правильный выход, порой потому, что этого выхода просто не было. Показательный случай с князем Владимиром Андреевичем Старицким, двоюродным братом Ивана Грозного. К Старицкому обратилась часть суздальских княжат (княжатами называли тех князей, которые пошли на службу) с вопросом о том, как он смотрит на то, чтобы занять трон. Владимир Старицкий испугался, решил, что это провокация и обратился и Грозному. Началось дело Владимира Старицкого. Владимир Андреевич честно составил список, в котором указал всех предателей. Это признание ему не помогло. Ивана IV решил подстраховаться и убрал соперника.
Другим крупным событием стало Новгородское дело. События происходили из-за подозрений, будто Новгород решил перейти к Литве. Был организован поход, который самодержец возглавил лично. По пути от Москвы до Новгорода года подвергались разбою и грабежу. В этом походе был задушен в тверском монастыре митрополит Филипп, попавший в немилость. Историки называют количество жертв от 10 до 15 тысяч.
Апогеем опричного террора можно считать Московские казни, так называемое Московское дело. Страдало и служивое и знатное дворянство. Под опалу разгневанного царя попало немало любимцев, теперь обвинённых в измене. В немилость попасть могли все члены семьи несчастного дворянина и даже домочадцы. В середине лета 1570 года, по приговору в предательстве, должны были казнить 300 человек. Но 180 отдали на поруки. Остальным не удалось избежать лютой смерти. Грозный лично принимал участие в казнях, проявляя изобретательность и изощрённость в наказаниях. Нивелировка населения по отношению к власти была налажена. Не попавшие под опалу государя опричники, сопровождали его и дружно приветствовали истязания.
Опричнина нанесла удар всем социальным группам!
Конец опричнины
К 1572 году опричнина себя исчерпала, показав полную недееспособность. Большую роль сыграл Крымский поход на Москву крымским ханом Девлет Герая.
Было создано опрично-земское войско. Нужно сказать, что опричники бились очень хорошо, особо проявил себя Михаил Иванович Воротынский, который смог отбить со своим войском все атаки татар. Так порадовал царя, что тот вернул ему вотчину — город Перемышль, конфискованный в период опричнины. Правда, дружба продлилась недолго. Уже через год славный воевода был оговорён. Верный себе самодержец подверг своего полководца пыткам, от которых тот и умер.
Опричнина, конечно, не пропала — она перешла в другое состояние. Все опричники вошли в государев двор.
Цели, которые Грозный возлагал на опричнину достигнуты не были. Страна находилась в разрухе, крестьяне разбегались к окраинам государства, хотя это не очень им помогало. В самых жёстких формах формировалась барщина.