Некрасов Вчерашний день в часу шестом
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Некрасов Вчерашний день в часу шестом

Некрасов Вчерашний день в часу шестом Главная тема, которую рассматривает Николай Алексеевич Некрасов, угнетение простых крестьян, пронизывает все его творчество. Особое место при этом отводится роли поэта в общественном строе того времени. Написанное в 1848 году стихотворение «Вчерашний день, в часу шестом...» является ярким представителем направления творческой мысли молодого писателя. Неприкрытая ненависть к существующему положению крестьян и отсутствие мелодраматизма, присущее всему творчеству автора, представляют вниманию читателя реальную ситуацию и размышления лирического героя по поводу увиденного.

Анализ стихотворения




Вчерашний день в часу шестом

Небольшое стихотворение, в двух строфах которого заключены сразу две основные темы, было написано поэтом после увиденного наказания простой крестьянки на одной из площадей Петербурга. Происходило это июньским вечером, во время прогулки Некрасова по Сенной. Причина наказания автору неизвестна, но не она явилась причиной написания стихотворения. Лирического героя поразила та сила духа, внутренняя стойкость, с которой девушка переносит наказание.





Во второй строфе автор позволяет себе философские размышления, сравнивая крестьянку со своей музой, такой же гордой и независимой. Он называет девушку родной сестрой музы, указывая на то, что его творчество имеет схожие черты с простым народом:

стойкость;

способность с гордо поднятой головой выносить все тяготы, выпадающие на ее долю;

природные честь и гордость.

Сравнивая собственную музу и простую крестьянку, которую подвергли публичному наказанию, писатель берет на себя смелость заявить, что рожденные в муках произведения являются отражением загадочной русской души, ее самоотверженности. При этом его вдохновительница — не изысканная дама, не нежный образ в белых одеждах, а простая русская женщина, лейтмотивом проходящая сквозь все произведения Некрасова.

Предыстория написания



В 1848 году до отмены крепостного права было еще далеко. Однако, принятое в 1845 году «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» запрещало публичное избиение женщин. Отсюда следует вывод, что к моменту написания стихотворения автор не мог быть свидетелем столь безобразной сцены. Очевидно, что воспоминания об увиденном были навеяны каким-то неординарным событием. Поскольку одной из тем короткого стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом...» является угнетение и публичное унижение русской поэзии XIX века, именно очередное отвержение светским обществом, вероятно, и могло сподвигнуть писателя на написание.

Нужно понимать, что в период деятельности Некрасова очень очень жёстко работала цензура. А творчество прогрессивных литераторов подвергалось сильнейшей критике. И сравнивая крестьянку с музой, поэт объясняет читателю, что всё что он хотел бы донести до общественных масс, прежде избивается цензурой вдоль и поперёк.

Средства художественной выразительности, используемые автором



стихотворение Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.

Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Петербург в творчестве писателя



Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.

Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.





Произведения, которые критики относят к раннему периоду творчества Некрасова, отражают реальные ситуации. Их автор мог сам наблюдать или слышать от людей, помогавших ему выжить. Каждое из стихотворений или коротких очерков, которые он продавал различным изданиям, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, пропитано безысходностью, попытками выжить. Николай Алексеевич был единственным среди современников, кто решился представить обществу истинную жизнь воров, проституток, нищих. Даже занимая должность редактора «Современника» и являясь уважаемым гражданином общества и известными писателем, Некрасов продолжал писать о трущобах, простых людях и бледных детях Петербурга.

Образ русской женщины в стихотворении



крестьяне Наблюдение за несчастливой судьбой матери и сестры, острое сопереживание родным людям сформировали образ русской женщины, который присутствует во всех произведениях Некрасова. И крестьянки и благородные дамы, описанные автором, имеют особую внутреннюю силу, позволяющую им переносить все житейские тяготы, оставаясь при этом неизменно величавой, гордой, исполненной спокойствия, великолепной матерью, хозяйкой и женой.

На протяжении всей жизни он изучал особенности жизни и внутреннего мира крестьянок, служанок, проституток. Некрасов интересовался особенностями их жизни, причинами, побудившими к тому или иному действию. Все эти истории автор без прикрас описывает в своих произведениях.

Судьбу русской женщины Некрасов воспринимает, как долю полную несправедливости и унижений. Это относится как к дамам, представительницам высшего общества, последовавшим за своими мужьями-декабристами, так и к деревенским девушкам, которых ждет несчастливое замужество. Автор не дает русской женщине шанса на счастье. В произведениях, вышедших из-под пера Некрасова, их участь предрешена. Что, однако, не указывает на то, что русскую женщину можно сломить. При этом для поэта крестьянка играет роль символа возрождения, своеобразного Феникса. Согласно мнению критиков, именно женский образ Николай Алексеевич отождествляет с Россией.

Крепостное право



крепостное право На протяжении всей своей жизни писатель наблюдал за угнетением крестьян. Несправедливость, часто имеющая место во всех дворянских владениях, угнетала Некрасова. Детские впечатления писателя основывались на ежедневном наблюдении за поведением тиранов, отца и соседей. Уже тогда формировалось сочувствие к простому народу, интерес к его повседневной жизни.

Но и переезд в Петербург не изменил мнения автора. Собственные тяготы и лишения, наблюдение за такими же обездоленными людьми культивировали чувство ненависти к несправедливому укладу. Это и стало основным мотивом к написанию искренних и правдивых произведений. Современники признавали, что жизнь простого человека наиболее честно и ярко представлена именно в литературе Некрасова.

Стремление крестьян к свободе, как к единственной возможности жить полной жизнью, в стихотворениях Некрасова представлена как цель. Именно к ней движутся все стремления простого народа. Однако, после отмены крепостного права, крестьяне сталкиваются с проблемой совершенно иного рода — они не умеют распоряжаться собственной свободой. На протяжении всей жизни бившийся за освобождение крестьян писатель предполагает, что все же жизнь при хозяине обеспечивала людям и работу и кусок хлеба.

На момент написания стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом...» до отмены крепостного права было еще далеко. Поэтому автор искренне негодует, наблюдая за избиением простой девушки и преследованием литераторов, о чем и рассказывает в небольшом произведении. Также, как и крестьянка, за любую провинность писатели могли быть отправлены в изгнание, подвергнуться тюремному заключению. Но по словам автора, литературная муза также независима, горда, сломить ее невозможно.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Стихи о любви
Фет Стихи о любви
В статье описаны особенности творчества Фета
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Зеленый шум Некрасов
Цитаты Есенина
Наш век Тютчев
Я вас люблю хоть я бешусь
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017