В произведениях Некрасова главным и центральным героем всегда был народ. Николай Алексеевич его всячески поддерживал и всегда изображал с большой любовью. Писатель никогда не смущался показывать жизнь простых крестьян в реальных красках. Его описания всегда были очень правдивы. Николай Алексеевич не имел привычки приукрашать действительность, хотя его прямолинейность часто не находила одобрения у верховной власти.
Для того чтобы как можно меньше конфликтовать с властями и доносить свои мысли о тяжёлой крестьянской жизни, писатель очень часто прибегал к своему любимому приёму, и говорил с читателями устами своих героев.
Поскольку обсуждать многие темы было запрещено, а тема женщины оставалась доступной, Некрасов постоянно использовал различные женские образы в своих произведениях. Тем более что русская женщина по праву достойна всяческих похвал и воспевания. Та непосильная ноша, которую на неё возложило общество, заставляя страдать, мучиться, рано стареть не должна была оставаться не замеченной.
Таким и является стихотворение «Соловьи», где наряду с темой материнства затронуты более глубокие проблемы общества.
Соловьи
Качая младшего сынка, Крестьянка старшим говорила: "Играйте, детушки, пока! Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу - Пойдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей, - Да не мешай же мне, проказник! - У нас нет места веселей; Весною, дети, каждый праздник
По вечерам туда идут И стар и молод. На поляне Девицы красные поют, Гуторят пьяные крестьяне.
А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем... Да только (Клим, не трогай Сашу!) Чуть-чуть соловушки совсем Не разлюбили рощу нашу:
Ведь наш-то курский соловей В цене,- тут много их ловили, Ну, испугалися сетей, Да мимо нас и прокатили!
Пришла, рассказывал ваш дед, Весна, а роща как немая Стоит - гостей залетных нет! Взяла крестьян тоска большая.
Уж вот и праздник наступил И на поляне погуляли, Да праздник им не в праздник был! Крестьяне бороды чесали.
И положили меж собой - Умел же бог на ум наставить - На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить.
И понемногу соловьи Опять привыкли к роще нашей, И нынче, милые мои, Им места нет любей и краше!
Туда с сетями сколько лет Никто и близко не подходит, И строго-настрого запрет От деда к внуку переходит.
Зато весной весь лес гремит! Что день, то новый хор прибудет... Под песни их деревня спит, Их песня нас поутру будит...
Запомнить надобно и вам: Избави бог тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети..."
Середний сын кота дразнил, Меньшой полз матери на шею, А старший с важностью спросил, Кубарь пуская перед нею:
"А есть ли, мама, для людей Такие рощицы на свете?" - Нет, мест таких... без податей И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки...
Содержание стихотворения
В произведении «Соловьи» автору невероятно точно удалось рассказать про быт крестьянки и раскрыть весь её внутренний мир. Она, простая русская женщина, с рождения обречённая на рабство, мать и труженица, не лишена понятия о прекрасном. За домашними хлопотами, рукоделием и присмотром за детьми женщина находи возможным побеспокоиться о небольшой передышке, и сводить детей на «соловьиный концерт» в рощу.
Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу - Пойдем соловушек послушать.
Из рассказа можно узнать, что детей у девушки много, да и работы тоже хватает. Поэтому девушка пытается это все совместить. Она делает много дел в одно и то же время, начинает шить сарафан и в это время успевает сходить покормить скотину и попутно рассказывает своим ребятишкам интересную историю. История очень интересная про соловьиную рощу, где собирается практически вся деревня чтобы послушать пение птичек.
Там столько соловьев, сколько «в кузове груздьев», и они поют «звончей и слаще хороводов».
Собирались здесь издавна, однако, в одно время стало в роще невесело. Практически не осталось птиц, они исчезли. Дело в том, что в то время очень ценилось пение соловьев, поэтому их можно было продавать. Многие нехорошие люди воспользовались таким большим скоплением птиц и ловили бедняжек сетями. Тогда оставшиеся птицы из-за напастей попросту покинули это место.
После этого крестьянам стало очень плохо и тоскливо без птичек, теперь негде было провести приятно свободное время. Тогда они договорились не ставить больше сетей и охранять это место от нападок браконьеров. И теперь птички начали возвращаться в рощу. Стало снова слышно чистое соловьиное пение. Крестьянка учит своих детишек чтобы те также любили птичек и никогда не делали им больно. Ведь и соловьи хотят отдохнуть и провести спокойно время.
Старший сын спрашивает у матери, а есть ли такие рощи, специально предусмотренные для людей. Тогда крестьянка со строгостью отвечает, возможно, оттого что ее взяла обида, что кроме подати и рекрутчины для их ничего не предусмотрено. А потом, немного подумав, говорит, что, если б нашлось хоть одно такое место и об этом узнали люди. То все матери незамедлительно бы занесли туда своих детей.
А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки..
Завуалированные мысли автора
Взаимоотношение человека и природы проходит красной полосой через всё стихотворение. И то, что человек должен оберегать места, где ему пришлось жить, хорошо понимают самые простые люди. Стих подводит читателя к выводу, что у крестьян весьма плохое положение, поэтому необходимо хотя бы беречь природу, чтобы после тяжелого труда было место, куда можно прийти и отдохнуть.
В своих мечтах главная героиня думает о месте, где нет податей и рекрутчины, но это только мечты. В действительности автор пытается донести до читателя, что у женщины удручающее, безвыходное положение — она крепостная, и детей её ждёт та же участь. Образ вольных птиц здесь противопоставлен крепостному праву и полной зависимости.
Но над этой горечью и печалью Некрасов смог поднять свою героиню. Несмотря ни на что русская женщина не разучилась мечтать, не разучилась любить. Все трудности крестьянской доли ей по плечу. Она явный защитник природы. Она прекрасная мать. Такой мы видим русскую женщину.
Анализ стихотворения Соловьи
В своём стихотворении «Соловьи» Некрасов решил не вести каких-либо бурных событий и остановился на теме быта простых крестьян. Описывается деревушка в отдаленном месте, здесь все идет, как обычно в повседневной жизни, никаких бурных событий не происходит. Как обычно слышен лай собак, по двору ходят куры, а крестьяне идут на поле и работают. В центре сюжета находится крестьянка, она сидит со своими детьми и общается с ними.
Бедная крестьянка многого не может дать своим детям. Но так как сейчас летняя пора, а живёт семья вблизи с соловьиной рощей, она обещает детишкам поход на «соловьиный концерт» и рассказывает целую историю об этом местечке. Несомненно, девушка любит свой край, землю на которой родилась и старается передать свои чувства детям.
Женщина гордится курским соловьём, и расстраивается из-за браконьерских выходок.
Ведь наш-то курский соловей В цене,- тут много их ловили, Ну, испугалися сетей, Да мимо нас и прокатили!
Далее Некрасов плавно переходит от рассказов крестьянки к повествованию о тяжелом быте народа. Судьба крестьянина нелегка, ведь ему необходимо вставать каждое утро и работать постоянно до поздней зари, то есть от рассвета до заката, и нет у него ни выходных, ни праздников.
Мать сожалеет что люди ни птички и не могут вести вольную жизнь. Так плавно Некрасов подошёл к теме крепостничества. И картина уже не радостная, не трогательная, и даже не жалостная. Вдруг оказывается что женщина, ограниченная постыдным законом крепостничества, ещё способна мечтать.
Автор сделал всё, чтобы читатель задумался о судьбах простых крестьян.
Теперь, можно сказать, что стихотворение «Соловьи» не о певчих птичках, а о могучей душе русской женщины и тяжкой ноше всего простого народа, который отчаянно, изо всех сил борется за существование, делая это непосильным трудом.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.