Ученые, проводя очередные раскопки, наткнулись на уникальную мраморную статуэтку. Эту находку можно назвать сенсацией. Почему это изображение толстой, немолодой женщины без волос так заинтересовало археологов. Об этом и поговорим.
Статуэтку нашли в Чатал-Хююке. Его основали в 8 тысячелетии до н.э. Сейчас оно располагается на территории, которая принадлежит современной Турции. Это селение привлекает к себе внимание ученых уже более 50 лет, и каждая новая находка в нем – это новая страница в истории развития цивилизации. Сейчас самый главный человек на раскопках – американский профессор Иэн Ходдер, который занимается ими уже с 1993 года. Он уже не раз находил что-то необычное, но эту фигурку сразу же назвал уникальной. Чем она привлекла его внимание?
Обычно фигурки такого рода раньше лепили из глины, а эту решили сделать из куска местного мрамора. Она небольшая, всего в 17 см, а весит около 1 кг. Была изображена очень толстая женщина. Мастер, который ей занимался, был очень талантливым человеком, он очень качественно выполнил свою работу. Это говорит о том, что этот предмет много значил для жителей Чатал-Хююка. Подобные статуэтки уже находили в этом селенье.
Еще один плюс – это то, как она сохранилась: у нее нет никаких повреждений, что большая редкость, особенно если речь идет о предметах такого возраста. Хотя ученые пока так не решили, когда именно она была создана. Уверены они только в одном: это был период с 8 тыс. по 5500 год до н.э. Если удастся доказать, что этот артефакт старше 7.500 лет, ценность находки возрастет в разы. Также археологи хотят понять, зачем надо было вырезать эту фигурку.
Можно было бы предположить, что это богиня плодородия, и многие поддерживали эту версию. Но археологи с ней не согласны. Они говорят, что, несмотря на то, что многие считают, что в Чатал-Хююке поклонялись богине-матери, они не смогли найти доказательства, которые бы подтверждали, что такой культ действительно был. Не доказали они и тот факт, что общество того времени было матриархальным. Еще в 2009 году Ходдер опроверг этот миф.
Ходдер считает, что эти фигурки изготавливали для того, чтобы в истории остались изображения старейшин, которые тогда пользовались всеобщим уважением. То, что у женщины был большой живот и обвисшая грудь, подтверждает, что это изображение существовавшей когда-то дамы, а не просто выдуманный образ идеальной богини.
Линн Мескелл, которая тоже занималась изучением этих женских статуэток, говорит, что не похожи они на объекты поклонения. Почти все такие скульптуры были в кучах мусора, как -будто их изготовили для какой-то цели, а потом просто выбросили. У них нет какого-то основания, поэтому их невозможно поставить в вертикальное положение.