Идея произведения «Герой нашего времени» зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова в ссылке, в период его пребывания на Кавказе. Работа длилась с 1838 по 1840 годы. Первые главы романа, опубликованные в журнале «Отечественные записки», вызвали живую заинтересованность со стороны читателей и критиков. Поэтому писатель доработал произведение и объединил главы. Характерной особенностью романа является то, что главы представлены автором без придерживания хронологической последовательности. Кроме того, в последующие публикации было включено предисловие, составленное автором как ответ на вопросы, наиболее часто задаваемые читателем.
Уже в 1840 году этот лирико-психологический роман увидел свет, правда, небольшим тиражом в 1 тыс. экземпляров.
Предисловие
Читатели упрекали Лермонтова в негативизме, присущем главному герою. На что автор дает обоснованный ответ, что образ Печорина — это отражение общества, его пороков. При написании романа Михаил Юрьевич не ставил целью создать идиллическую картину взаимоотношений героев.
Его основной задачей было описание жизни в натуральных красках, без прикрас. При этом вскрытые проблемы автором описываются, как нечто существующее, как факт. Стратегии их решения Лермонтов не предоставляет, оставляя за читателем право на размышление. Роман содержит две главы:
• часть первая содержит три повести: «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань»;
• часть вторая является анализом дневника Печорина и включает повести «Княжна Мери» и «Фаталист».
Бэла
Повествование ведется от лица офицера, который по дороге на Кавказ знакомится с немолодым, но очень приятным штабс-капитаном Максимом Максимычем. Во время совместного путешествия сдружившиеся офицеры делятся историями из жизни. Максим Максимыч поведал приятелю историю своего знакомства с молодым офицером, получившим распределение на Кавказ, Григорием Александровичем Печориным. Он был высок, внешне привлекателен, однако, характер имел странный. То часами мог скакать по крутым горным склонам, то, как барышня, жаловался на жизненные невзгоды.
Наблюдая за тем, как молодой офицер начинает увядать в глуши, Максим Максимыч решил помочь Печорину развеяться и пригласил его на свадьбу, которую играли в поместье местного князя. Там происходит знакомство молодого красивого офицера с младшей дочерью князя, Бэлой.
Утомленный духотой Максим Максимыч вышел на улицу, подышать, и стал невольным свидетелем разговора, который вели младший сын князя, Азамат, и один из гостей. Казбич славился своим импульсивным поведением и прекрасными лошадьми. Азамат как раз просил одного из коней в обмен на Бэлу. Этот разговор Максим Максимыч передал Печорину.
Увлеченный прекрасной девушкой, офицер помогает Азамату выкрасть коня у Казбича, на что молодой князь привозит к нему Бэлу. Юная красавица, тоскуя по дому, избегает Григория. Молодой офицер же прилагает немалые усилия для того, чтобы расположить к себе горянку. Он вежлив и обходителен с ней, дарит дорогие подарки, нанял черкесскую девушку в прислужницы и, даже выучил язык, чтобы проще было общаться с Бэлой. Постепенно в девушке пробуждаются теплые чувства к Печорину.
Однако Казбич понимает, кто выкрал коня и похищает девушку. Смертельно раненную Бэлу привозят обратно в крепость Григория, где через два дня она умирает. На что Печорин говорит Максиму Максимычу, что это, возможно, лучший исход, поскольку он не испытывал к ней более никаких чувств.
Совместная служба Максима Максимыча и Печорина длилась год, после чего он был переведен в Грузию. Повествователь о его судьбе более не слышал.
Максим Максимыч
Встреча автора с Максим Максимычем во Владикавказе после недолгой разлуки образовала обоих. В гостинице, где остановились герои, оказался и Печорин, с которым Максим Максимыч не виделся уже пять лет. Пожилой штабс-капитан обрадовался возможной встрече, однако, Григорий его избегал, что крайне огорчило пожилого офицера.
Однако автору посчастливилось самому встретиться с Печориным и составить про него собственное мнение. Это действительно был крайне привлекательный молодой человек, имеющий высокую, статную фигуру. Одевался Григорий скромно, но достойно. Весь его облик был очень привлекательным. Единственное, что смутило автора — глаза Печорина. У него был на редкость холодный и тяжелый взгляд.
Максим Максимыч собирался вернуть забытый молодым офицером дневник, но, расстроенный их холодной встречей, решил выкинуть его. Автор попросил этот журнал, который прочитал только после внезапной кончины Григория. В дневнике описывалась жизнь Печорина.
Лермонтов сделал всё, чтобы читатель понял насколько персонажи Печорина и Максим Максимыча противоположны.
«Тамань»
Остановившись в Тамани на ночлег в доме слепого мальчика и глухой старухи, Печорин пережил приключение, которое красочно описал в дневнике. Опытный военный, Григорий почувствовал, что слепой что-то скрывает, проследил за ним и увидел, что мальчик встретился с девушкой, которая очень странно себя вела. Для себя рассказчик назвал ее Ундиной. Продолжая слежку, Печорин выяснил, что загадочная парочка проследовала на берег моря, где поджидали лодку. Юноша по имени Янко передал им мешок, внутри которого что-то было.
Печорин попытался выяснить у молодых людей, что было в мешке, пригрозив сдать их коменданту. В ответ на это Ундина начала с ним заигрывать и пригласила на свидание. Опасаясь за свою жизнь, Григорий взял с собой человека, которого попросил прийти на помощь в случае опасности. И был прав. Ундина вывезла его на лодке в море и попыталась столкнуть в воду. Печорин абсолютно не умел плавать, поэтому боролся отчаянно. В результате, в воде оказалась девушка, отличная пловчиха.
Наутро офицер покинул Тамань и продолжил путешествие на Кавказ. О пережитом он вспоминал с неохотой, хотя и описал случай, как забавный.
Княжна Мери
Эта глава раскрывает в Печорине не только холодный и расчетливый нрав, но и показывает его человеком, полным глубоких чувств. Жизнь в Кисловодске начала ему докучать, когда Григорий познакомился с юнкером Грушницким, который оканчивал там лечение после ранения. Оказалось, что юнкер пылко влюблен в юную княжну Мери. Забавы ради Печорин пытается влюбить в себя княжну, при этом специально раздражая ее.
То же время в город приезжает бывшая возлюбленная Григория, Вера. Она замужем, что не мешает возлюбленным тайно встречаться. Грушницкий, в борьбе за привязанность княжны, пытается доказать Печорину, что за его неприемлемые выходки его скоро перестанут принимать во всех приличных домах города. Однако и сам юнкер попадает в неприятную ситуацию.
Тем временем Григорий попадает на бал в доме Лиговских. Там он не только вежлив и обходителен с юной княжной, но и спасает ее от пьяного, чем вызывает уважение семьи. Печорин становится вхож в дом, чем очень злит Грушницкого. Вера также сильно ревнует возлюбленного.
Решив избавиться от соперника, Грушницкий организовывает события так, что увиденный ночью Печорин обвиняется в тайном свидании с Мери, чем вынуждает его стреляться на дуэли. По задумке юного влюбленного, заряжен должен быть лишь один пистолет, из которого будет стрелять он сам.
Во время дуэли, проходившей на высокой скале, Печорин обнаруживает, что его пистолет пуст и требует пулю. В результате Грушницкий погибает. Княжна Мери признается Григорию в любви, на что получает от него холодный ответ. Вечером Печорин получает письмо от Веры, где девушка пишет, что муж узнал об их романе и увозит ее.
Фаталист
Речь в повествовании ведется о судьбе, злом роке. Пребывая некоторое время по делам службы в казачьей станице, Печорин развлекает себя общением с казаками и игрой в карты. Однажды вечером беседа за карточным столом заходит о судьбе. Разгорелся жаркий спор по поводу того, сам ли человек волен распоряжаться своей судьбой, или все попытки тщетны, жизнь предопределена.
Жестокий спор, вспыхнувший между Григорием и сербом Вуличем, приводит к тому, что стороны решают испытать судьбу. Печорин произносит фразу: «Вы сегодня умрете». Вулич спорит с этим. Он достает заряженный пистолет, подкидывает карту, и, как только карта касается стола, спускает курок. Пистолет дает осечку. Таким образом, серб выигрывает пари. Однако тем же вечером его убивает пьяный казак, что заставляет Печорина поверить в судьбу, стать фаталистом. Однако разговор с Максимом Максимычем убеждает его в том, что это всего лишь стечение обстоятельств.
Жанровая специфика романа «Герой нашего времени» и его сюжетная композиция раскрывают главную тему — проблематику самопознания.
Автору удалось донести до читателя, что невозможно однозначно оценить поступки, тем более, когда их совершают неординарные личности.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.