Образ князя Владимира, при всей его популярности, нельзя назвать однозначным (также как его роль в истории России). Рожденный от славянки, обращенной в рабство, он вызывал усмешку братьев – чистокровных скандинавов-Рюриковичей. Однако у славян пользовался популярностью, так как его мать (Малуша) была когда-то княжной древлян. В итоге, до конца он не ощущал себя ни северянином, ни аборигеном. Это помогло младшему Святославовичу понять, что язычество (как славянское, так и скандинавское) не способно дать ответы на вопрос «Почему никогда не прекращаются войны и убийства?».
Потерявший всех братьев, князь захотел мира – как в своей душе, так и на всем пространстве тогдашней Руси. Для этого только что образовавшемуся народу нужен был духовный стержень. Долго беседуя с представителями различных религий, князь остановился на восточном христианстве. Разумеется, для этого были и дипломатические предпосылки. Однако, первым делом Владимир просил у Христа отпущения греха…
Позволил убить брата. Есть ли прощение?
Владимир, будучи изначально Новгородским наместником, захватил Киевский престол в 978 году. Этому предшествовали типичные для тех времен события. Один из его старших братьев – Ярополк - поддался уговорам Свенельда (воеводы, служившего еще Святославу) убить Олега (второго брата Владимира, правившего древлянами). Воевода не мог простить Олегу смерти сына (тот погиб, нечаянно забравшись на землю древлян). Олег погиб в общей свалке сражения - у стен Полоцка. По тогдашним обычаям Владимир должен был доказать свою «княжескую» состоятельность, отомстив одному брату за смерть другого.
Владимир медлил. Ярополк же набирал силу. Поговаривали, что и новгородцы (подданные Владимира) пытались перейти под власть старшего сына Святослава. Тогда молодой княжич бежал к варягам и призвал их сначала под стены Полоцка (где он насильно захватил в жены Рогнеду), а затем и Киева, разоренного к тому времени печенегами. Молодой княжич не был в душе воином и хотел мирного со-правления. Однако, чтущее варварские традиции окружение Владимира сделало все для того, чтобы Ярополк погиб во время мирных переговоров с братом…
Наверное, первый из Рюриковичей, Владимир серьезно осуждал самого себя (а заодно языческих богов) за пролитую кровь родича. А еще турки не давали покоя Киеву. Все мысли Владимира сошлись в одном – Руси нужно новое небесное покровительство. В Киеве были знатные греки-христиане, намекающие, что «отец небесный» возьмет все грехи русской земли (а, главное, ее молодого правителя) на себя. Вспоминали Ольгу – крещеную бабку Владимира. А еще тут как раз нагрянули послы Византии…
Корсунь, год 988
Будущий креститель нашего государства хотел убить сразу двух зайцев. Во-первых, снять с себя ношу греха через раскаяние перед ликом нового бога (к тому времени его уверили, что оно будет). Кроме братоубийства наш герой стыдился еще и человеческих жертв, которые он разрешил приносить славянским богам в период набегов печенегов и неурожая (тогда неопытный в политике «сын ключницы» быстрее хотел народного признания). Во-вторых, Владимир желал быть признанным всей Европой. Долгое время не воспринимавшийся в серьез, юный правитель жаждал прославить себя женитьбой с Анной – сестрой тогдашних басилевсов Восточной Римской империи. Свое собственное крещение (а, значит, и возможность долгосрочного мира с «ромеями») он преподносил как одолжение в обмен на руку византийской принцессы.
Василий Второй и Константин Восьмой через своих послов отказали Владимиру. Чтобы не опозориться перед Советом (состоявшим из членов династии, воеводы и приближенной к нему племенной знати) князь с войском отправляется к ближайшей византийской колонии – городу Херсонес (Корсунь). Тот стоял в одном из районов сегодняшнего Севастополя (ныне – исторический комплекс Херсонес Таврический, на месте предполагаемой церкви стоит памятник Владимиру). Войско руссов вторгается в хорошо обороняемые пределы города. Пока Владимир (собравший довольно мощный флот) не появился в Константинопольской цитадели, Константинополь дает разрешение на брак с Анной.
Единственным условием ромеев становится незамедлительное крещение князя Киевской Руси. Обряд должен был произойти прямо в Корсуни – в большом и красивом храме.
Корсунь или Киев?
Детали самого события давно утеряны – ни одна из сохранившихся летописей или мемуаров иностранных путешественников не указывает, где конкретно Владимира посадили в купель – в «крымском оплоте Византии» или в Киеве.
Не известно также, на каком этапе биографии он принял столь судьбоносное для восточных славян решение – до или после мусульманской, католической и иудейской делегаций. Что произошло раньше – крещение князя или его совместный с греками поход на отступника Варду Фоку? Документы доподлинно «говорят» лишь имя, которое вождь молодого государства получил при крещении – Василий.
По многим источникам, не так уж быстро удалось сойтись с Анной. Она боялась «дикаря». Кроме того, не стоит упускать из виду угрозы, которые представляли для нее бесчисленные жены Владимира (начиная с Рогнеды). Русские православные монахи еще в начале 12 века (когда создавалась «Повесть временных лет») уничтожили древние писания, которые смогли бы пролить свет на происходившее в то время.
Мечтал о Христе или исходил из внешнеполитической ситуации?
Нестор-летописец повествует о Владимире: он был ненасытен в блуде - приводил к себе и замужних жен и девиц портил. У осмелевшего со временем Владимира было 5 только «официальных» супруг. Стоит ли говорить о наложницах в разных концах страны (довольно крупной)!? А в этом плане язычество сотни лет давало восточнославянским князьям большие свободы. По традиции они являлись еще и верховными жрецами – сексуальная связь с «посредником богов» была средоточием благодати…
«Старые божества не спасали от кочевников и засухи?» Что ж, были и другие альтернативы. Не проще ли было поддаться уговорам соседей-булгар и принять ислам, дававший мужчинам возможность содержать гаремы? Да и сплачивало народные массы мусульманство хорошо – это тогда было видно по величине магометанских империй. Однако иностранные хронисты дают на этот вопрос вполне ясный ответ – ислам не понравился правителю (любящему попойки с дружиной) запретом на распитие вина.
«Чем же не угодила князю западная ветвь европейской религии?» И здесь все, более или менее, понятно. Папа (чья конфессия окончательно разойдется с восточным христианством в следующем столетии) враждовал с Византией. Он хотел использовать Русь в своих целях, присылая своих епископов еще во времена правления Ольги. Любой опытный дипломат поймет, что мир с соседом дороже, чем общий замысел с дальним союзником.
«Почему не могли настоять на своем хазары-иудеи (один из которых явился перед Красным Солнышком)?» Все просто. Когда греки прочитали Владимиру Библию (произошло это до прихода еврея) – Владимир посочувствовал Иисусу и не смог простить тех, кто его, по сути, предал…
На самом деле все за Владимира сделало окружение. Помимо влияния единоверцев Ольги и греческой вдовы Ярополка, сказывался «труд» христианских супруг Владимира. Все эти люди знали, как мучился Владимир - постоянно напоминали ему, что прощение за грехи обязательно последует. А ведь прощения тогда не могла обещать ни одна религия…
С другой стороны важно было и решение внешнеполитического вопроса. Такой могущественный союзник как Византия сразу поднял Русь в глазах соседних империй. Кстати, могущество ромеев, по размышлению князя, могло также заключаться в их вероисповедании.
Чем же обернулся шаг, сделанный князем Красное Солнышко в 988 году?
Крещение Владимира стало катализатором следующих событий:
• крещения населения Киева;
• многолетнего обращения в христианство жителей всех русских княжеств (славян, балтов, финно-угров и многих варягов);
• объединения людей разных языков и обычаев через православную культуру (иконы, тексты, церковно-славянский язык, религиозные праздники);
• список 4 попытки донести религию жителям только что колонизированных земель (расширение государственных границ);
• олицетворение Московской Руси с наследницей Византии в 15 веке (рост авторитета у русского государства на фоне падения Константинополя).
Крещение князя Владимира, по сути, создало Россию…