Главная рыночная площадь, которую разделяет на две части красивое здание эпохи Ренессанса – сердце Кракова и его исторический центр. Краковчане любят это место, особенно многолюдно здесь бывает по вечерам.
Мир - это вместилище боли и страданий, и чтобы вынести это, нужно творить добро и создавать вокруг красоту. К такому выводу пришёл немецкий писатель Альфред Дёблин, когда приехал в Краков в 1923 году. Видимо в Мариацком костеле, как называют поляки церковь Девы Марии, он нашёл то утешение и защиту, которые искал. Величественный алтарь церкви, созданный немецким скульптором и живописцем Фейтом Штоссом, принадлежит к числу лучших памятников европейской скульптуры эпохи Средневековья. В годы фашистской оккупации этот шедевр был вывезен из страны немецкими солдатами, и только во время реставрации снова вернулся в Краков.
Тем, кому наслаждение радостями жизни больше по душе, чем духовные искания с их аскетической природой, может побродить под аркадами старинных Сукенниц (суконных рядов), и в их Красном зале, оформленном в стиле модерн, насладиться чашечкой кофе в кафе "Новорольский". Когда-то одним из самых знаменитых гостей этого и сегодня популярного заведения был сам Ленин.
Дом под номером 16 на южной стороне Главной рыночной площади - это примечательный адрес. Здесь находится один из лучших ресторанов Кракова – "Вержынек". Он имеет очень интересную и долгую историю. В 1364 году здесь трапезничали король Богемии Карл четвёртый, властители Польши, Венгрии, Дании.
В 1933 году в городе Дембица, пригороде Кракова, родился, вырос и окончил Краковскую музыкальную академию Кшиштоф Пендерецкий.
Международная известность пришла к Пендерецкому после фестиваля "Варшавская осень" в 1959 году, где он исполнил свою композицию "Анакласис". Всё казалось новым и прежде не слышанным в этом смелом музыкальном произведении для смычковых и ударных инструментов. В партитуре появились графические знаки, которые до этого никто никогда на партитурных листах не видел: разнообразные широкие балки, волнистые линии и стрелки, направленные во все стороны света - всё это было призвано подчеркнуть изменения тона и движения ритма. Сюда же относятся и кластеры, так называемые "грозди" - сочетания максимально больших и максимально невысоких звуков, и одновременное всё нарастающее звучание оркестра. Открытия Пендерецкого были не просто музыкальными экспериментами, они навечно вошли в историю музыки.