Каждый ребенок, несмотря на то что сейчас у всех имеются гаджеты, любит слушать сказки. Сказка – это своеобразный жизненный опыт, позволяющий понять обычные житейские мудрости, так как информация предлагается малышу в простой и понятной для восприятия форме. Зачастую истории, используемые родителями, весьма поучительны и благотворно влияют на развитие ребенка как личности. Они способны научить малыша, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Больше всего ребята любят короткие сказки. Малышам тяжело длительное время удерживать внимание, и время прочтения 5-10 минут самое оптимальное для крох. В спокойной обстановке, например, при чтении перед сном, это время можно увеличить.
Сказки — это поучительный и интересный материал. И ребенок в момент их прослушивания или чтения формируется как гармоничная личность.
Сказка позволяет развить фантазию, заставляет кроху думать и рассуждать, подключая как воображение, так и интуицию, делая логически обоснованные выводы. Она способна научить малыша смелости и пониманию смысла жизни. Главное, что применяется в каждой сказке – это обучение честности, помощи слабым и старшему поколению, а также умению делать правильный выбор и отвечать за свои поступки.
Сказка способна объяснять понятия о добре и зле, она помогает научится отличать правду от вранья. Сказка поможет ребенку понять, что делать можно, а что нет.
В настоящее время на просторах интернета и в печатных изданиях имеется большое количество вариантов сказок. Каждая из них по-своему интересна и учит определенным навыкам, а также поведению в той или иной ситуации. Тематика рассказов может быть разнообразной.
Сказки про животных
Животное в данном случае является главным героем. Оно проходит определенные испытания и делает из своих поступков выводы. Это может быть как домашний питомец, так и зверек из леса.
Предлагаю прочесть пример такого рассказа:
Один маленький мальчик пошел на ярмарку и купил себе белочку. Посадил ее в клетку у себя дома. Белочка жила в этой клетке и потеряла надежды, что когда-нибудь ее выпустят на волю – в лес.
Однажды мальчик чистил зверьку клетку и забыл закрыть дверцу после уборки. Белочка выпрыгнула и побежала к окну, залезла на подоконник и прыгнула через окно в сад, а дальше из сада побежала в лес, который располагался неподалеку.
Прибежав в знакомые места, она встретила там своих давних друзей. Все зверьки очень сильно обрадовались ее возвращению и начали ее крепко обнимать и целовать. Они спросили у белки: «Где же она все это время пропадала? Как дела и как ей жилось?». Белочка ответила, что проживала она хорошо, жила у маленького мальчика, который ее вкусно кормил, ухаживал за ней, холил и лелеял. Он ее каждый день брал на руки и гладил, заботился, потому что очень сильно любил.
Все дикие зверьки сразу же начали ей завидовать, и подружка поинтересовалась у белочки, зачем же она тогда убежала, если ей так сильно было хорошо у мальчика, ведь он плохого ничего не делал.
После этих слов белочка задумалась и ответила, что ей было очень хорошо с ним, но одновременно не хватало самого главного, а вот что именно сказала белочка, мы не смогли услышать. Сильно зашумел лес от ветра и слова белочки утонули в шелесте листвы.
В конце данной сказки ребятам задается вопрос: «Вы поняли, что хотела сказать белочка? Что же так ей недоставало?».
В данном рассказе имеется весьма глубокий подтекст со смыслом. Он указывает на то, насколько важна в нашей жизни свобода и право на выбор. Сказка подходит для детей младшего школьного возраста (в районе семи лет). Ее можно читать ребенку, перемешивая текст рассказа с постоянными обсуждениями о важности свободы.
Русские сказки
Такие повествования основываются на суждениях, свойственных простому русскому народу. Это могут быть какие-то обычаи, привычки и многое другое, что касается только русского человека. Стоит рассмотреть вариант сказки котика и скворца.
Жили в одном доме кот и птица. У них была одна хозяйка, которая одинаково за ними ухаживала. Как-то раз хозяйка ушла на рынок и котенок, почувствовав волю, начал огрызаться. Он стал бегать по комнате и капризничать, играл со своим хвостиком, гонял по полу клубок ниток. В итоге, запрыгивая на стул и подоконник, он зацепил и разбил вазу.
Котенок очень сильно испугался, что его будут ругать и начал собирать осколки в кучу, чтобы склеить вазу. Все было безрезультатно, и как он ни старался, ничего вернуть было нельзя. Тогда котенок начал спрашивать у скворца:
➤ Ох и плохо мне будет от хозяйки. Скворец, миленький, не говори хозяйке, что это был я. Ты не расскажешь?
Скворец посмотрел и сказал:
➤ Я-то могу ничего не говорить, но осколки сами за себя все скажут
На этом повествование оканчивается. Сказка также как и предыдущий вариант, предназначена для детей начального школьного возраста. Понять ее в младенчестве практически невозможно. Данный рассказ говорит о том, что нужно отвечать за совершенные поступки и нужно думать головой перед тем, как что-либо делать. Смысл этой сказки очень важен для ребенка при формировании его личности. Небольшие сказки с таким направлением принесут малышу только пользу.
Русские народные сказки
Это направление подразумевает использование сказочных героев, встречающихся почти в каждом рассказе. Здесь могут быть дикие животные, мифические существа и многие другие персонажи. Итоговый смысл такого произведения подчеркивает именно народные традиции, присказки. Стоит рассмотреть пример такой сказки:
Глубоко-глубоко в лесу жил маленький зайка-попрыгайка. Он был милым и дружелюбным, всегда готовым помочь соседям и друзьям с навалившейся на них проблемой. Вот ежихе он помогает хворост к норке поднести, а медведю малину собрать и обеспечить запасами на зиму.
Добрым был зайка и помогал всем, без разбору. И вот, на очередное несчастье, побежал наш зайка. Пропал медвежонок, которого зовут «Мишутка». Он ушел еще утром собирать малину и исчез в лесной чаще. Кушая и собирая малину, Мишутка ушел очень далеко от своего дома и заблудился. Сел он на пенек и плачет.
Мама, заметив пропажу, побежала со всех ног по соседям искать медвежонка, может он где-то у них. Но его нигде нет.
Вот уже все соседи собрались и отправились в лес искать Мишутку. Они долго-долго ходили, аж до самой ночи, но никто на их зовы так и не откликнулся.
Вернулись все звери обратно и решили продолжить поиски малыша только утром. Разошлись по домам, покушали и легли отдыхать.
Только наш зайка не стал спать ночью и продолжал поиски потерянного медвежонка. Он взял фонарик и ходил по лесу долго-долго, рассматривая каждый куст и каждое дерево.
Вот, в глубокой ночной тишине послышался плач. Посмотрел он под куст, а это Мишутка нос повесил. Увидев зайку, он очень сильно обрадовался, и стал его обнимать.
По возвращении Мишутки в деревню, его мама очень сильно обрадовалась, когда увидела своего малыша и поблагодарила зайку. Все соседи стали гордиться зайкой ведь он настоящий герой и не бросил дело на половине пути.
В этом рассказе также спрятан скрытый смысл. Главная суть – это то, что нужно постоянно настаивать на своем и доводить начатое дело до конца. Не стоит идти на поводу у остальных окружающих. Подойдет данное повествование детям от пяти до семи лет.
Небольшие сказки- повествования
Такие рассказы описывают определенную ситуацию и приводят к итоговому выводу. Стоит рассмотреть пример небольшого рассказа.
Жила-была лисичка. У нее был свой домик и небольшой огород. Как-то вышла она из дому во двор и видит, что на улице очень много крапивы выросло. Она сразу же хотела ее выдернуть, но побоялась, что та будет жечься. Только собралась в дом идти, как вдруг подходит волк и спрашивает:
➤ Привет, кума! Как твои дела?
Хитрая лисица ему отвечает:
➤ Ой. Как видишь. Посмотри кум, сколько крапивы наросло. Завтра буду собирать ее и запасать на зиму.
Волк спрашивает у лисы:
➤ А зачем тебе это?
➤ А ну как же. Тот, кто держит крапиву не боится собак, и они его не трогают. Не трогай мою крапиву, не подходи близко.
После этого лисица пошла домой. Проснулась она утром и посмотрела в окно, а у нее в огороде ни единой крапивинки нет. Улыбнулась довольная лисица и пошла завтракать.
Следует отметить, что у множества сказок имеются красочные иллюстрации, нарисованные разными стилями. Детские психологи советуют приобретать книжки с реалистичными изображениями, где зайка похож на зайку, а мишка на мишку. Некачественные иллюстрации портят вкус ребёнка, искажают первичное восприятие действительности, развивают понятия о неправильных пропорциях.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.