Несовершенность фраз в обращении к сотрудникам, коллегам, клиентам, покупателям не что иное, как уровень образованности и культуры. Но когда речь заходит о качественном сервисе ошибки в обращении должны быть исключены. Между тем бесполая, неуважительная речь, которая носит характер неопределённости и пренебрежения становится нормой жизни. Легко представить себе ситуацию, когда к посетителю банка, после получения электронного номерка, обращаются через громкую связь: «Клиент номер 87 ожидаем у окна номер один». Не «ожидай» или «ожидайте», а именно «ожидаем». На Ты обратится администрация банка к клиенту не может, а обращаться на Вы, видимо, считает ниже своего достоинств, тем самым унижая своего потенциального клиента. Такую форму обращения можно встретить повсеместно. Охранник, пропускающий машины на стоянку, говорит: «Проезжаем!» Продавец в магазине: «Оплачиваем!» Такое обращение появляется от внутреннего конфликта несогласия самим с собой.
У правильно сориентированного человека, не возникает вопросов в манере с обращением. Вот несколько примеров. Пример №1. Мама, указывая ребёнку, что делать, спокойно и уверенно говорит: «Иди, садись, послушай». Она преисполнена уверенности, что она имеет право обращаться к ребёнку на Ты. Пример № 2. Слушатель дозвонился в студию какой-то передачи, чтобы задать вопрос приглашённому писателю. Он совершенно осознанно и обдуманно обращается к писателю на Вы. У него нет никаких сомнений, он совершенно спокойно произносит глаголы множественного числа, придавая значимости гостю студии: «расскажите, выразите». Пример № 3. Пожилой человек, пришёл в ЖЕК за справкой. Он много повидал в жизни, его не интересуют статусы. Он говорит обращаясь на Ты: «Дочка, мне нужна вот такая-то справка...» Хотя формально это неправильно, у него самого нет конфликтов с самим собой. Да и окружающим не обидна его фамильярность.
Когда же человек не разобрался со своим местом в обществе, он не знает как противопоставить себя другим индивидуумам. Он находится в сомнении, не может сказать «Ты», и не может сказать «Вы». Фактически: «проходим», «покупаем» — это удачный выход, чтобы никак не обращаться. Обычный человек не всегда может понять и разложить по полочкам, отчего возник дискомфорт едва начавшегося общения. Но на эмоциональном уровне чувствует определённое лукавство.
Что касаемо организаций, то те из них которые своим уважением, созданием максимального комфорта для посетителей, подчёркивают, что клиент всегда прав, создают себе отличную репутацию. Я культура общения, речевые модули, умения обращаться помогут им заинтересовать и удержать клиента.