Владимир Красно Солнышко — святой равноапостольный князь. При нём крестилась Русь.
Именно он принимал решения, которые определили ход истории русского народа.
Каким же был этот человек?
Детство
Князь Владимир I Святославич появился на свет от незаконного союза князя и ключницы Малуши. Точная дата его рождения неизвестна. Историки вывели приблизительные временные рамки с 960 по 962 год.
Попав на ложе Святослава, Малуша вызвала недовольство своей грозной властительницы Ольги, матери Святослава, и была сослана в Псковские владения своей госпожи. Там и родился мальчик, получивший имя Владимир, выбранное отцом. До трёхлетнего возраста мальчик не видел отца, он неотлучно находился возле матери. Рос он на псковской земле.
Совсем маленьким ребёнок был оторван от матери и перевезен в Киев, где его впредь опекала бабка — княгиня Ольга. Княгиня Ольга была мудрой правительницей, укрепившей мощь древнерусского государства. Она не ленилась лично контролировать свои обширные владения.
В то время было принято чтобы княжичей обучали старшие дружинники. У историков есть предположение, что это был воевода Добрыня, который приходился ребёнку дядей по материнской линии. Этот воевода будет долго сопровождать своего племянника, направляя его и давая мудрые, порой жёсткие советы.
Можно допустить, что Святославу некогда было заниматься воспитанием сыновей. Но именно благодаря военной политике его сыновья многому научились.
Святослав не утруждал себя укреплением границ собственной вотчины. Киев, в отсутствии правителя и дружины, был беззащитен перед внешними врагами. В 969 году, когда Станислав был в походе, стольный град осадили печенеги. Эти войны были наиболее жестокими из всех язычников. Киеву грозило полное уничтожение, его жителям плен и рабство.
Княгиня Ольга в осаждённом Киеве держала внуков при себе: Ярополка, Олега и Владимира. Она руководила противостоянием. Осада длилась долго. Именно в этот драматический момент власть выпадает из рук княгини. Судьбу города теперь решало вече. Для княжеской семьи оно было неутешительным, потому что вече приняло решение сдаться печенегам. Ольгу и её внуков могло спасти только чудо. И чудо произошло!
К реке Днепр подошло небольшое войско. Печенеги приняли его за грозную дружину Святослава и в страхе бежали.
Город был спасён! Но беспомощность бабки и измена народного собрания, без особых колебаний предавшего княжескую семью, запомнилась ребёнку и, вероятно, повлияли на его политический стиль.
Борьба за власть
После смерти Святослава остались княжичи — три его сына, которым ещё при жизни отец распределил земли в управление:
☛ Старшому, Ярополку — Киев.
☛ Среднему, Олегу — Древлянская земля.
☛ Младшему, Владимиру — Новгород.
Когда братья подросли и окрепли не смогли жить дружно, начались междоусобные войны. В ходе ожесточённых битв между старшими братьями погиб Олег. Теперь из законных правителей Руси оставалось лишь двое. Преступление старшего брата давало Владимиру право на битву за главный престол — Киевский.
Война между братьями началась с дипломатических ходов с обеих сторон. В зоне стратегических интересов обоих братьев оказывается независимое Полоцкое княжество, расположенное между Новгородом и Киевом, управляемое варягом Рогволдом. К его красавице дочери Рогнеде отправились сваты от обоих братьев. Капризная княжна, отвечая сватам, совершила ошибку. Она отказала Владимиру по причине его недостойного происхождения, и указала причину отказа.
Обиженный Владимир осадил Полоцк. Обида была смыта кровью отца и двух братьев Рогнеды. Сама девушка была обесчещена на глазах родственников, лишилась титула, превратившись в рабыню. Весть о кровавой свадьбе потрясла, даже привычный к тогдашней жестокости мир. Разные исторические источники говорят, что она всё же стала правителю женой и в браке родила не меньше семи детей разного пола. Среди этих детей был Ярослав Мудрый.
Для Владимира настал последний шаг в битве за власть. Владимир и его дядя Добрыня делают ставку не на вооружённых воинов, а на более страшное оружие. На корыстолюбие киевских воевод и малодушие вечевых старцев.
Владимир заявляет, что борется с Ярополком, а не с горожанами. Он помнил, как легко вече решилось на сдачу города при осаде печенегов, как предало его бабку княгиню Ольгу. Расчёт себя оправдал. В Киеве началось брожение. Ярополка сдал его же воевода. Заманив в ловушку бывшего правителя, его просто подняли на мечи.
Так в 980 году великим князем стал Владимир Святославович. Ему предстояло восстанавливать державу Рюриковичей, заново консолидировать земли, распавшиеся после смерти отца.
Владимир находился на престоле не менее 35 лет, показав себя мудрым правителем.
Утвердившись в Киеве на престоле, он занялся обустройством и защитой своей земли. Начал он и целую серию военных акций.
В 981-983 годах он повёл пограничную войну за земли Чёрной Руси, которые были заселены славянами. Затем нанёс серьёзное поражение печенегам и дал распоряжение начать строительство грандиозного порубежного вала на южных рубежах Руси против печенежских орд. В 984-985 годах совершил очередной поход в земли Вятичи, Радимичи и Булгарии. Состоялось повторное покорение этих племён, обложение данью. А по итогам войны с Булгарией был подписан выгодный торговый договор.
Князь был человеком страстным не только в делах военных. Исторические документы рассказывают, что он имел несколько жён, а численность его наложниц подходила до восьмисот женщин.
Религиозные реформы
Учитывая опыт своих предшественников, Владимир понял, власть его будет оставаться эфемерной до тех пор, пока каждый житель его страны, включая присоединённые земли, не почувствует себя частью чего-то большего, чем собственное племя. Это подтолкнуло его на проведение религиозных реформ.
Сначала князь решил провести языческую реформу. На высоком холме, близ великокняжеского дворца было устроено некое капище, где установили идолов шести языческих богов, во главе с Перуном.
Большая часть историков считает, что датировка этой реформы приходится на 980 год, сразу после прихода к власти. Некоторые учёные склонны растягивать этот период, вплоть до Крещения Руси, до 988 года.
Разнородные временные культы неспособны были сплотить людей, создать устойчивую связь между властью и народом. Старые родоплеменные боги уже не могли освятить процесс централизации власти и создания сильного государства.
Князю был нужен новый бог и истинная вера!
Владимир приступает к изучению религиозных систем, в окружении которых находилась Древняя Русь.
☛ Первыми перед самодержцем предстали проповедники ислама. Смелости и упорства им было не занимать. Чтобы не ссориться с темпераментными соседями им был дан дипломатический отказ.
☛ Миссионеры латиняне предлагают весьма вольные толкования апостола Павла. Владимир был свидетелем кровопролитного восстания прибалтийских славян. Те с особой яростью уничтожали священников. Готовясь принять новую веру, он заботился о национальной безопасности. Русь не должна была попасть в политическую зависимость.
☛ Следующими проповедниками были иудеи и хазары. Их Владимир отклонил — они не имели своей земли. «Неужто и нам того хотите?» — был его ответ.
☛ Последним из проповедников предстал прибывший из Византии философ. Продолжая политику своего основателя Константина Великого, Византия не занималась агрессивным насаждением христианства. Миссионерская практика никогда не выходила за рамки апостольского служения.
Не только догматы новой веры, но и её обряды были важны для князя. Он послал в Византию в Царьград послов. И посланники, побывав на литургии в соборе святой Софии были поражены увиденным.
Выбор был сделан — Православное Христианство!
Бояре и старцы, силовики и элита — все одобряют его выбор. Геополитическая ситуация внесла свои коррективы.
Владимир с дружиной приходит в греческий порт Херсонес — самое стратегическое место Крыма. Это не только порт, но и главная христианская столица мира. Осада длилась более восьми месяцев пока обезвоженный Херсонес вынужден был сдаться. Теперь, обосновавшись в Крыму, дальновидный князь мог диктовать свою волю Византийским императорам Василию и Константину. Он угрожает взять Константинополь, если царевна Анна не станет его женой. Правители Византии вынужденны подчинится, но просят лишь о том, чтобы князь крестился, и был одной веры с женой.
Владимиру полюбилось христианство. Единственной супругой его становится Анна. Движимый благочестием князь отказывается от своего гарема, просит прощения у всех жен и даёт им достойное содержание.
Щедрость князя приобрела эпические масштабы. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать еду и питьё.
Новым качеством присущим правителю стало его миролюбие.
Молодая Русь, вслед за своим крестителем сердцем приняла новую веру и обрела высший смысл.