У каждой системы образования есть свои плюсы и минусы. В Швейцарии много внимания уделяют личности ребенка, его индивидуальности. И, что удивительно на первом месте стоят не точные науки, а физкультура и изучение языков. Основное обучение начинается в средней школе, начальная школа – только подготовка к нему.
Есть обязательная ступень образования, которая длится 3-4 года, и полное среднее образование, на него уходит столько же времени. В году 3 триместра. Школьники занимаются с сентября по июнь, и отдыхают один месяц зимой (с середины декабря до середины января), и еще 2 недели весной, в апреле. Занятия в школе начинаются в 8 часов и заканчиваются в 16 часов. Но дети не все время проводят за занятиями. В середине дня им дается перерыв. Тогда они могут спокойно поесть и отдохнуть.
Нет определенной системы образования, можно использовать любую образовательную программу или же комбинировать их. Но есть обязательных 10 предметов, которые должен изучать каждый школьник. Остальные предметы соответствуют той или иной программе, т.е. можно было сделать выбор в их пользу. Есть и специальные иностранные отделения. В них могут обучаться те, кто планирует в дальнейшем получать образование за границей.
Определенное место в графике занимают занятия спортом. Можно записаться в велосипедную секцию, на регби, плавание и т.д. Иногда дети всем классом отправляются в горы кататься на лыжах или же ходят в походы. Также ученики посещают классические концерты, ездят в Германию, Италию и Францию.
В школе есть классы с хорошей успеваемостью и со средней. При желании ребенок может поступить в лучший класс, если будет хорошо учиться. Но ему придется постоянно поддерживать знания на том уровне, а иначе его не оставят в этом классе. Швейцарские дети никогда не списывают, т.к. они знают, что учатся для себя, а не для учителя.
Подтвердить свои знания можно на контрольных, которые проводятся регулярно. Причем учителя не предупреждают о них заранее, т.к. им нужна реальная картина успеваемости. Но оценки, полученные на контрольных, не имеют решающей роли. Скорее, плохая оценка – это сигнал того, что учитель должен позаниматься с этим учеником. Самая высокая оценка – 6 баллов. Но выставляются не просто целые баллы – 4 или 5, они могут быть и дробными, например, 5,7.
Когда первая ступень образования закончена, ученик может остаться в средней школе, чтобы потом поступить в вуз. Или же он сразу же получает профессиональное образование и уходит из средней школы. В Швейцарии с детского сада детям внушают, что любая профессия важна, поэтому важно оценивать свои способности и, опираясь на них, выбирать себе занятие. Поэтому молодежь идет не только в академические вузы, но и получают профессиональное образование.