Привычку к наведению чистоты, аккуратности во внешнем виде ребенка воспитывать необходимо с самого раннего детства. Именно в период дошкольного развития закладываются навыки культуры в гигиене, когда малыш впитывает в себя новое, как губка. Научиться распознавать смысл этих умений — важный момент в жизни ребенка. Дети до 5 лет будут осваивать самостоятельный процесс умывания и одевания с особым удовольствием, если в игровой форме показать им, как это можно делать. У детей постарше - 6 и 7 лет - требуется закреплять приобретенные привычки и просто время от времени следить за качеством их правильного исполнения. Сформировавшийся опыт в таком возрасте останется на всю последующую жизнь. При воспитании навыков культуры гигиены, немалое значение играет личный пример взрослых. Ежедневная утренняя гимнастика и душевые процедуры, выполняемые родителями, будут отличным примером малышу, который в свою очередь, посчитает эти действия чем-то естественным и логичным. В семье, где заведено обязательное правило мыть руки перед каждым приемом еды, кроха также будет их мыть. Однако, подобный уклад в семейной жизни не дает гарантии полного усвоения малышом всех необходимых для повседневной действительности навыков. Чтобы они прочно закрепились в привычках ребенка, надо уделять этому повышенное внимание. Одно из правил выработки навыка чистоты — планомерное выполнение установленных действий. Причем необходимо объяснить малышу их значимость в доступной форме. Никогда не следует подгонять и высказывать свое недовольство, если ребенок, например, долго мылит ручки, как и делать это за него. Только вступив на нелегкий путь освоения полезных привычек, малышок готов проделывать одно действие множество раз. Не стоит из-за этого переживать. Понемногу он быстрее будет управляться с определенной работой. Хорошо закрепленные и сформированные привычки позволят со временем выполнять поставленные задачи легко и по личному изъявлению, без каких-либо напоминаний. Но в случае неоформленных умений, часто можно услышать такие разговоры: «Вова, ты снова не помыл руки перед едой?». «Да они у меня не грязные». «Иди и помой». «Я мыл их недавно …». Многие ли родители проверяют наличие носового платка у своего ребенка? Умеет ли их малыш самостоятельно подмечать недочеты в одежде, например, развязанный шнурок, висящую пуговицу и без помощи посторонних исправлять промахи? А всегда ли он вытирает ноги, входя в помещение? Эти и другие нюансы воспитания зависят только от взрослых, готовых уделять внимание собственному ребенку.