Сейчас ребенок, поступающий в школу, уже должен уметь читать. Перед родителями и педагогами стоит нелегкая задача – научить его этому. Как правильно это сделать?
Готов или нет ребенок к обучению?
Многие родители считают, что чем раньше учить ребенка читать, тем лучше. Невропатологи предупреждают, что раннее обучение чтению очень вредно, у ребенка могут появиться психологические проблемы, например, гиперактивность. Специалисты советуют подождать до 5-6 лет. О том, что ребенка можно учить, говорят следующие признаки: 1. У него полностью сформировалась речь. Он не просто правильно говорит , но и составляет рассказ. 2. Родители поработали над развитием фонематического слуха. Ребенок может узнать любой звук и в начале слова, но и в конце или середине. 3. Малыш умеет хорошо ориентироваться в пространстве, т.е. знает, где право, лево, верх и низ.
Обучение
1. Звуки Если малыш уже готов, можно начинать обучение. Ребенка нужно научить различать звуки. Попросите ребенка показать, как жужжит пчела, или как шуршат листочки и т.д. Пусть ребенок вспомнит, с какого звука начинается это слово, в каких еще словах в начале есть этот звук. Расскажите ребенку, чем отличаются гласные и согласные звуки: первые можно петь. Когда этот этап пройден, можно двигаться дальше.
2. Буквы Купите красочный плакат-алфавит и выучите с ребенком буквы. Можно не просто их повторять, а придумать множество интересных игр. Чертите буквы мелом на асфальте, рисуйте на песке, мастерите буквы из проволоки или теста, пусть ребенок слепит их из пластилина. Встаньте за ребенком и начертите у него на спине букву пальцем. Пусть он отгадает, что это за буковка.
3. Слоги Когда ребенок усвоил все буквы, можно переходить к слогам. • гласные; Сначала малышу будет легче читать слоги, состоящие только из гласных букв: уа, иа, ау. • закрытые слоги; Второй этап – это закрытые слоги, где сначала идет гласная, а потом согласная, например, ам, ум. Ребенок растягивает первую букву, а затем присоединяет к ней вторую: а-а-а-м. • открытые слоги; Третий этап – это чтение открытых слогов, т.к. когда первый – согласный, а второй – гласный, например, ма, па.
Если ребенок научился хорошо читать слоги, можно переходить к чтению слов. Хорошо, если вы приобрели детское домино со слогами или же кубики Зайцева, мозаику с буквами. Составляйте из слогов слова, и пусть ребенок их читает. Сначала нужно выбирать простые слова, из 3-4 букв, потом их можно усложнять. Когда ребенок справится и с этим заданием, уже можно составлять простые предложения: «Там кот», «Это мак» и т.д. Потом можно вводить и более сложные слова, такие, как рыба, мама, река. Главное, помните, что у всех детей разные темпы обучения, поэтому не стоит торопить ребенка, если он двигается не так быстро, как другие.