Мы писали о том, что Мария Монтессори советует обучать ребенка чтению в игровой форме, начиная с 4 лет. Для малыша делается специальная зона русского языка, где они готовят руку к письму, учатся складывать буквы. Как именно это происходит, мы сейчас расскажем.
1. Малыш должен много штриховать и обводить Мы уже говорили, что Монтессори не советует сразу читать. Она призывает первые занятия посвятить письму. Конечно, ребенок пока не сможет писать буквы, он только подготавливает руку к письму, а для этого старается штриховать и обводить. Если были приобретены специальные рамочки, он сможет обводить их, а потом заштриховать рисунок. Занимаясь, дети проводят множество линий, что помогает выработать твердость пальцев и свободно двигать кистью руки. После такой подготовки ребенку будет легко писать, он это сделает также быстро, как и тот, кто уже много и часто писал. И, что немаловажно, дети любят такие занятия, как малыши, так и те, кто уже выросли. 2. Работа с алфавитом из бархатной бумаги Мы писали, что в зоне русского языка должен быть шершавый алфавит. Дети должны знать все буквы. Они могут их запомнить на слух и визуально, но, чтобы они не забыли, надо подключить и тактильные ощущения. Малыши ощупывают пушистые буковки и постепенно запоминают их. К тому же это и приятно, дети получают удовольствие от ощупывания мягких букв, это не просто зубрежка, а игра. 3. Собираем слова Для этого упражнения пригодятся буквы из цветного картона. Как только малыш выучит несколько букв (по 3-4 согласных и гласных), можно собрать из них слова. 4. Дети пишут и читают Здесь тоже не стоит настаивать и заставлять делать так, как вам хочется, надо ориентироваться на ребенка. Кто-то хочет дольше изучать буквы и собирать из них слова. Пусть так и будет, не стоит их заставлять писать. Когда он захочет это делать, то сможет написать целое предложение. Кто-то захочет писать сразу же, много раз повторяя буквы. Дети, которые научились писать, обычно увлекаются этим занятием и готовы писать постоянно. Монтессори даже говорит о мании письма. Мешать им не следует. Одновременно ребенок учится и читать. 5. Работа с рамками – вкладышами Мама дает ребенку лист бумаги, а затем саму рамку. Ребенок, взяв карандаш какого – то цвета, должен обвести саму рамку. У него получается что-то похожее на окошко. Потом он берет вкладыш из этой рамки, размещает его в окошечке и тоже обводит, но карандашом другого цвета. Эту фигуру надо заштриховать. Штриховать надо только слева направо. Сначала штриховка редкая, он рисует большие линии, потом она становится мельче и чаще. Сначала ребенок работает с квадратом, потом ему можно дать правильный треугольник. Когда он это освоит – трапецию, позже – треугольник, у которого дугообразные стороны, потом переходи к эллипсу. За ним следует круг и овал. Позже можно рисовать прямоугольник, четырехлистник и закончить все пятиугольником.