О руководстве коллективом говорится и пишется очень много. Как правило, советы и методики касаются эффективного управления рабочими процессами, и это, в целом, правильно. Ведь главная задача руководителя – именно добиться эффективной работы того механизма, за который он отвечает.
Тем не менее, другая важная грань искусства быть лидером – это уважение и любовь коллектива, которыми, без сомнения, должен пользоваться по-настоящему хороший руководитель.
В сущности, одна задача неотделима от другой, и решаются они совместно. Попробуем выделить несколько шагов, позволяющих приблизиться сразу к обоим сторонам одной глобальной цели – быть хорошим лидером коллектива.
В первую очередь важно понять, что лидер – это часть команды, а не некая отделённая от неё личность, взирающая на рабочий процесс с высоты. Можно сказать, что хороший лидер находится на одном уровне со своими подчинёнными, но при этом стоит на шаг впереди. Люди ценят такого руководителя, который ведёт их за собой, а не подгоняет. Он обязательно должен находиться с самом эпицентре кипящей работы, на переднем крае – и его ответственность в том, чтобы лучше всех читать ситуацию и принимать руководящие решения. Лидер – это главное слагаемое успеха команды, её самое сильное звено.
Но всё это – общие слова. Давайте рассмотрим более конкретные рекомендации.
В первую очередь, важно минимизировать физические преграды между руководителем и подчинёнными. Ещё с советских времён в нашей стране повелось: начальник гордо восседает в кабинете, желательно отделённым от рядовых сотрудников приёмной. Взгляните на Европу и США: зачастую руководитель либо находится с подчинёнными в одном кабинете, либо сидит в кабинете со стеклянными стенами. Люди не чувствуют физической границы между собой и начальством, они видят, как работает их руководитель – и это очень важно для правильного климата в коллективе.
Хороший лидер команды общается со своими подчинёнными не только по рабочим вопросам. Интересуйтесь, чем живут ваши коллеги в нерабочее время! С одной стороны – это поможет вам лучше узнать своих подчинённых, с другой – даст им понять, что вы видите в них живых людей, а не бездушные шестерёнки в механизме. Да и разрядка напряжённой рабочей атмосферы зачастую весьма полезна. Однако важно чувствовать границу между уместным неформальным общением, и излишним панибратством, которое тоже приносит вред вашему коллективу.
Настоящая роль хорошего лидера – это быть своим подчинённым наставником и примером для подражания. Принципиально важно, чтобы начальник был способен не просто заменить любого своего подчинённого, но и выполнить его работу лучше и быстрее. И на руководящей должности он находится потому, что в качестве управляющего рабочим процессом – ещё ценнее, чем в роли простого исполнителя.
Многие люди, претендующие на роль лидера коллектива, имеют привычку «перекладывать с больной головы на здоровую», но это тупиковый путь. Задача руководителя не просто в том, чтобы раздать задания и проверить, будут ли они выполнены. Руководитель, что очевидно из самого термина, должен руководить процессом – направлять своих подчинённых, помогать им в работе, способствовать их профессиональному росту. Ведь у настоящего лидера есть масса знаний и опыта, которыми можно и нужно делиться с командой.
Именно стремление помогать подчинённым, а не только требовать от них – один из основополагающих моментов эффективного руководства. Нельзя только критиковать – обязательно нужно советовать. Задача лидера – не третировать членов своей команды, а добиваться от них хорошего исполнения возложенных обязанностей. Это не делается «из-под палки», добиться результата можно, только направляя человека в нужном направлении.
Если всё-таки необходимо сделать некие критические замечания, то следует применять так называемый «метод бутерброда». Он заключается в том, что сначала допустившему промашку сотруднику говорят нечто ободряющее, затем высказывают необходимые замечания и делают корректировки, и, в заключение – снова нечто мотивирующее.
Подписаться на новые статьи
Оставьте комментарий!
Похожие статьи
01-10-2018 | блог, блогер, blogger, рупор, Интернет